Предмет доказывания по делу об административном правонарушении

Предметом доказывания по делу об административном правонарушении является квалификация противоправного деяния, а также установление социальных и правовых предпосылок его совершения.

Под квалификацией административного правонарушения (далее - квалификация) понимается выяснение обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела об указанном правонарушении (см. ст. 26.1 КоАП). Квалификация представляет собой разновидность публичных процессуальных действий, осуществляемых уполномоченными должностными лицами при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Начальным процессуальным действием при квалификации является установление события административного правонарушения - выявление причиненного им ущерба (имущественного ущерба, физического (телесного), морального или репутационного вреда) и других общественно опасных последствий проступка.

Выявление ущерба необходимо при квалификации так называемых материальных составов административных правонарушений, в этих случаях диспозиция или гипотеза соответствующего предписания правовой нормы указывает на вредоносность проступка как необходимое условие его квалификации.

При квалификации большинства административных правонарушений общественно опасные последствия выражены в нематериальной форме; в этих случаях выявление противоправного деяния, т.е. установление факта нарушения норм и правил (санитарных правил, правил и условий лицензирования и т.п.), свидетельствует о совершении проступка.

Установление события административного правонарушения означает не только выявление его общественно опасных последствий, но и их процессуальное подтверждение показаниями потерпевшего, свидетелей, вещественными и иными доказательствами.

К необходимым предпосылкам квалификации административного правонарушения относится установление физического или юридического лица, подозреваемого в его совершении (см. п. 2 ст. 26.1 КоАП). Виновность лица в совершении проступка должна быть подтверждена или опровергнута судьей или иным уполномоченным должностным лицом при сборе доказательств, их оценке, при осуществлении иных процессуальных действий, предваряющих рассмотрение доказательств лицом, уполномоченным выносить постановление о назначении административного наказания.

Установление подозреваемого лица не означает его физического присутствия при рассмотрении дела, но, во всяком случае, такое лицо должно быть выявлено и должна быть подтверждена причинно-следственная связь действий (бездействия) подозреваемого с общественно опасными последствиями проступка, однако в большинстве случаев судьей или иным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, присутствие подозреваемого при рассмотрении дела может быть признано обязательным (см. ч. 3 ст. 25.1 КоАП).

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены п. 1-5 ст. 26.1 КоАП, наряду с ними могут быть выявлены и иные (факультативные) обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (п. 7 ст. 26.1 КоАП).

События и факты, относимые к факультативным обстоятельствам, устанавливаются должностным лицом, рассматривающим дело, они могут быть выявлены применительно только к данному делу и не учитываются при рассмотрении других дел об административных правонарушениях. К таким обстоятельствам, в частности, относится наличие

у подозреваемого физического лица иммунитета от административной ответственности (см. ч. 2 ст. 1.4, ст. 2.6 КоАП). Факультативные обстоятельства могут быть установлены непосредственно при возбуждении дела, например, при квалификации малозначительности проступка либо при рассмотрении дела о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением при отсутствии соответствующего спора.