Правовые основы деятельности Банка России

Верхней структурой кредитной системы в нашей стране выступает Банк России. Правовое положение Банка России определяется Законом о Банке России. В то же время его статус, задачи, функции и принципы организации и деятельности как публичноправовой организации определяются Конституцией РФ, а также Законом о банковской деятельности, другими федеральными законами. Статьей 75 Конституции РФ установлен особый конституционно-правовой статус Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии, и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля.

В соответствии с российским законодательством Банк России является государственным банком с уставным капиталом в размере 3 млрд руб. Ключевым элементом статуса Банка России является его независимость, которая проявляется в том, что банк не входит в структуру федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Он нс является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Банк России является юридическим лицом. Его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Законом о Банке России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а банк не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. Однако банк подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, сто структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего Федерального закона, который определяет и порядок использования его имущества.