Правовое регулирование экономического стимулирования

Среди элементов экономического механизма и методов экономического регулирования охраны окружающей среды в ст. 14 Закона об охране окружающей среды предусматривается предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Способы экономического стимулирования

Среди возможных способов экономического стимулирования рационального природопользования можно выделить:

– установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

– освобождение от налогообложения экологических фондов;

– передачу части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

– установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;

– применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

– введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

– применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации механизм экономического стимулирования работает недостаточно, так как правовое регулирование реальной поддержки предприятий, внедряющих современные прогрессивные технологии или вкладывающих немалые средства в модернизацию производства, внедрение технологий по использованию вторичных ресурсов и переработке отходов, неэффективно.

В ст. 1 Закона об охране окружающей среды под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативных воздействий на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

Вносятся предложения о создании федерального реестра наилучших доступных технологий – систематизированного банка данных о наилучших доступных технологиях, содержащего данные об организациях – разработчиках наилучшей доступной технологии, о дате и степени промышленного внедрения, технологическом описании и об аппаратурном оснащении, технических нормативах, сбросах, выбросах, об образовании отходов, энергопотреблении, о рациональном использовании сырья и природных ресурсов, физических воздействиях (тепла, шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий).

Ведение федерального реестра наилучших доступных технологий предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Также к полномочиям указанных органов государственной власти предлагается отнести информационное обеспечение в области наилучших доступных технологий, ведение региональных реестров наилучших доступных технологий в субъектах РФ.

Можно отнести к методам экономического регулирования охраны окружающей среды предоставление субсидий из федерального бюджета при внедрении наилучших доступных технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и вовлечении отходов в хозяйственный оборот.