Правотворческая деятельность

В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре РФ прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности. В силу ст. 9 того же Закона прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Понимание необходимости совершенствования правовых актов может возникнуть в результате осуществления прокурором любой из своих функций.

Основными формами участия прокурора в правотворческой деятельности являются:

• участие в подготовке проектов нормативных актов;

• проведение правовой экспертизы законопроектов;

• участие в обсуждении законопроектов на заседаниях представительных и исполнительных органов власти;

• участие в рассмотрении представительными и исполнительными органами власти внесенных прокуратурой протестов на незаконные правовые акты.

Участие в подготовке законопроектов прокуратура осуществляет по поручению Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти на местах. Прежде всего, речь идет о законопроектах, направленных на укрепление законности и на борьбу с преступностью.

В отдельных случаях Государственная Дума, органы законодательной власти субъектов РФ направляют в прокуратуру проекты нормативных актов на предмет дачи заключения по вопросу их соответствия действующему законодательству и целесообразности принятия.

На основании ст. 7 Закона о прокуратуре РФ Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. В свою очередь, прокурор субъекта РФ, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней. Кроме того, прокурор, его заместитель, а также но их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

В соответствии со ст. 9.1 Закона о прокуратуре РФ прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом. Оно подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Если требование прокурора об изменении нормативного правового акта направлено в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, то оно подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование. Указанное требование прокурора может быть обжаловано в установленном порядке.