Потенциал учащегося, имеющего проблемы социализации

На данном этапе важным является изучение потенциала самой личности, определение наличия собственных его ресурсов и возможностей для разрешения проблемы социализации. Собственный потенциал индивида заключен в его социальных потребностях, социальных способностях и социальных ценностях. Поэтому определение исходного уровня потенциала учащегося будет измерен по этим показателям.

На основе этого будет выявлен реальный уровень развития и представленности того или иного элемента (носителя потенциала индивида), а следовательно, определен тот базис, из которого можно исходить при распределении нагрузки участия социальных институтов в реализации потенциала личности и социума. Для определения исходного значения потенциала социума на уровне личности готовятся анкеты по определению потенциала социальных потребностей, социальных способностей и социальных ценностей индивида (см. Приложения 10, 11, 12). Это своего рода инструментарий сбора информации о потенциале отдельной личности. Такой диагностический инструментарий позволяет специалисту соответствующего профиля не только собрать информацию, но и после ее анализа выработать мероприятия по реализации совокупности потенциала личности и социума для разрешения проблемы социализации учащегося.

Первое, что делает специалист, осуществляющий замер уровня развития потенциала самой личности, – проводит анкетирование по изучению потенциала социальных потребностей личности. В оценке уровня развития социальных потребностей важное место занимают степень понимания сущности и разнообразия социальных потребностей, степень осознанности учащимся собственной социальной нужды (в общении, в понимании другого человека, в оказании помощи другим, в совместной деятельности, в принятии помощи от других) и т.д. В анкете представлено 10 вопросов, направленных на выявление социальных потребностей личности и уровня их развития (см. Приложения 2, 10).

Вторым этапом является осуществление специалистом самого замера уровня развития потенциала самой личности: он проводит анкетирование по изучению потенциала социальных способностей личности. В оценке уровня развития социальных способностей важное место занимают степень понимания сущности и разнообразия социальных способностей, широта и глубина имеющихся собственных возможностей по реализации социальных потребностей, проявляющихся в знаниях, навыках и умениях по проблемам общения, понимания другого человека, оказания помощи другим, совместной деятельности, принятии помощи от других и т.д. В анкете представлено 10 вопросов, направленных на выявление социальных способностей учащегося и уровня их развития (см. Приложения 3, 11).

На третьем этапе специалист проводит анкетирование по изучению потенциала социальных ценностей личности. В оценке уровня развития социальных ценностей важное место занимают степень понимания сущности и разнообразия социальных ценностей, степень осознанности учащимся собственных социальных ценностей (человеческая жизнь, благо ребенка, любовь, общение, понимание другого человека, оказание помощи другим, совместная деятельность, принятие помощи от других) и т.д. В анкете представлено 10 вопросов, направленных на выявление социальных ценностей учащегося и уровня их развития (см. Приложения 4, 12).

Таким образом, проведя замеры и изучение значимых характеристик потенциала личности, специалист получает некую сложившуюся картину возможностей на уровне социальных потребностей, социальных способностей и социальных ценностей, составляющих потенциал личности как частички потенциала социума. Одновременно имеется возможность познать слабые стороны этого потенциала личности, наиболее уязвимые в процессе социализации.