Порядок финансирования

Исходя из выделенных средств местного бюджета, избирательная комиссия муниципального образования утверждает на своем заседании смету расходов на обеспечение ее деятельности и направляет смету в финансовый орган муниципального образования.

Перераспределение денежных средств между статьями утвержденной сметы расходов производится только с письменного разрешения избирательной комиссии субъекта РФ и финансового управления муниципального образования соответственно.

Счета избирательных комиссий муниципальных образований открываются в расчетно-кассовых центрах Главного управления Банка России по субъекту РФ, а в случае их отсутствия на соответствующей территории – в учреждениях Сберегательного банка РФ на основании договора банковского счета. Плата за услуги банка по открытию указанных счетов и проведению операций по этим счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на таких счетах, банк не уплачивает проценты. После открытия счета избирательные комиссии по согласованию с банком устанавливают лимит остатка кассы.

Расходование средств

Председатели территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований распоряжаются денежными средствами, выделенными на обеспечение деятельности комиссии, в соответствии с утвержденной сметой и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям и распоряжениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, установленные законодательством.

Избирательные комиссии ведут бухгалтерский учет и отчетность об исполнении смет расходов из средств соответствующего бюджета, а также кассовые книги по учету денежных средств бюджета раздельно. Избирательные комиссии также представляют бюджетную отчетность в вышестоящую избирательную комиссию либо в финансовый орган муниципального образования.

Общий контроль финансовой деятельности комиссий осуществляют соответствующие контрольно-ревизионные службы. Оперативный контроль за целевым расходованием денежных средств, за своевременным и правильным оформлением документов, законностью совершаемых финансовых операций осуществляется председателем и бухгалтером соответствующей избирательной комиссии.

Особенности финансирования во время избирательных кампаний

Денежные средства, выделенные избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, являются целевыми и расходуются только по решению соответствующих комиссий на цели, связанные с подготовкой и проведением выборов. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в 10-дневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов. На практике данная норма выполняется не всегда. Например, если выборы назначены в декабре, то денежные средства не могут быть выделены из бюджета на текущий финансовый год, поскольку эти средства запланированы в бюджете на следующий финансовый год. В этом случае денежные средства поступают на счет соответствующей избирательной комиссии по договоренности с финансовым органом.

Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета ЦИК РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности избирательных комиссий, устанавливается ЦИК РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Аналогичный порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета избирательной комиссии субъекта РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта РФ, в органы местного самоуправления, устанавливается избирательной комиссией субъекта РФ по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте РФ. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия – в филиалах Сберегательного банка РФ.

В соответствии с утвержденными соответствующей избирательной комиссией лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год избирательная комиссия перечисляет средства местного бюджета, учтенные на лицевом счете комиссии, открытом в финансово-бюджетном органе муниципального образования, на счет избирательной комиссии.

Если избирательная комиссия не является юридическим лицом, ей не присваивается основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, кроме того, предъявление в банк свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и сообщение сведений в налоговый орган по месту нахождения банка об открытии либо закрытии счета не требуется.

Главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательная комиссия муниципального образования.

В соответствии с Порядком открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджетов муниципальных образований избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 26 июня 2008 г. № 22/150, главными распорядителями бюджетных средств могут также являться и территориальные избирательные комиссии. Между тем такая норма противоречит п. 3 ст. 57 Закона о гарантиях избирательных прав, в соответствии с которым главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов, являются ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования. Тем самым Избирательная комиссия Свердловской области превышает пределы своих полномочий.

Избирательная комиссия, организующая выборы, распределяет денежные средства на подготовку и проведение этих выборов между нижестоящими избирательными комиссиями. Эта избирательная комиссия устанавливает порядок и размеры выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов.

Окружные и участковые избирательные комиссии после установления размеров расходов, а также утвержденного порядка и размеров оплаты труда членов избирательных комиссий, с учетом действующих нормативов оплаты основных расходов для обеспечения деятельности избирательных комиссий рассматривают на своих заседаниях проекты соответствующих смет расходов и представляют их на утверждение в комиссию, организующую выборы. Избирательная комиссия, организующая выборы, утверждает сметы расходов окружных и участковых избирательных комиссий. Перераспределение денежных средств между статьями утвержденной сметы расходов без согласования с вышестоящей избирательной комиссией, утвердившей смету расходов, не допускается.

Вышестоящая избирательная комиссия может оплачивать расходы нижестоящих избирательных комиссий в централизованном порядке.

В период подготовки и проведения выборов председатель избирательной комиссии, а также заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии или ее член на основании решения соответствующей избирательной комиссии могут освобождаться от основной работы с выплатой компенсации, дополнительной оплаты труда за дежурства в комиссии и вознаграждения по итогам избирательной кампании.

Председатели избирательных комиссий распоряжаются выделенными денежными средствами и несут ответственность за их целевое расходование в соответствии с решениями избирательных комиссий по финансовым вопросам.

Средства, выделенные избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, не могут быть направлены на оплату труда или вознаграждение в любой форме гражданам, не являющимся членами избирательной комиссии с правом решающего голоса либо не состоящим в трудовых или гражданско-правовых отношениях с избирательной комиссией.

С председателями окружных и участковых избирательных комиссий, а также с лицами, ответственными за хранение денежных средств и материальных ценностей, соответствующей избирательной комиссией заключается письменный договор о полной материальной ответственности.

Неизрасходованные в период подготовки и проведения выборов средства соответствующего бюджета, выделенные избирательным комиссиям, возвращаются ими на лицевые счета, открытые в соответствующем финансово-бюджетном органе, до сдачи финансового отчета о поступлении и расходовании средств местного бюджета.

Отчеты

Отчеты ЦИК РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований. К сожалению, законодатель не устанавливает срок, в течение которого должны быть предоставлены такие отчеты. Между тем с момента предоставления соответствующей избирательной комиссией отчета заканчивается избирательная кампания. Поэтому, мы полагаем, что необходимо законодательно установить срок предоставления финансового отчета и ответственность за нарушение указанного срока.

В упоминавшемся постановлении Избирательной комиссии Свердловской области грубо нарушается норма федерального законодательства и устанавливается, что территориальная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) представляет финансовый отчет не только представительному органу муниципального образования, но и финансовому органу муниципального образования, а также Избирательной комиссии Свердловской области. Причем Избирательная комиссия Свердловской области определяет 35-дневный срок предоставления такого отчета, не учитывая тот факт, что сводный финансовый отчет о фактических расходах денежных средств состоит из отчетов участковых и окружных избирательных комиссий. Указанные отчеты фактически составляются комиссиями в течение месяца, что не позволяет вышестоящей избирательной комиссии уложиться в 35-дневный срок.

Отчеты о расходовании денежных средств представляются председателями участковых избирательных комиссий по форме авансового отчета с приложением всех первичных документов и акта сдачи имущества участковой избирательной комиссии на хранение. Окружные избирательные комиссии представляют финансовые отчеты о фактических расходах денежных средств в вышестоящие избирательные комиссии.