Виды государственных и муниципальных услуг по целям и содержанию. Особенности информационного обеспечения их реализации

Стратегические решения в области развития информационного общества и укрепления национальной безопасности Российской Федерации обязывают привести в соответствие законодательство и обеспечить реализацию мер по усилению инноваций на основе развития и использования отечественных ресурсов информационно-компьютерных технологий. Комплексные решения в области обеспечения доступности технологий, информационных ресурсов и коммуникаций для граждан и организаций в процессе реализации их прав и обязанностей берет на себя государство. За последнее время принят ряд правовых актов по проблемам оказания государственных и муниципальных услуг, как показано в предыдущем параграфе настоящей главы, и одновременно не снижается значение федерального закона, генерирующего все проблемы в этой области.

Одним из центральных вопросов дискуссии и альтернативного проекта федерального закона об услугах являлся и вопрос о подходе к классификации государственных и муниципальных услуг.

Этот вопрос связан с более глубокой структуризацией услуг с учетом их целей и содержания юридического оформления. Государственные услуги как единая и целостная область деятельности социального государства, реализуемая через систему государственных органов и доверенных организаций, по своему составу неоднородны. В концепции федерального закона о государственных и муниципальных услугах ИГП РАН было предложено различать услуги по трем блокам. Это: услуги информационного и консультативного характера; услуги правоустанавливающего значения для граждан и организаций; услуги правореализующие, т.е. подтверждающие юридически значимым документом правомочие конкретного гражданина или организации пользоваться установленными законом правами в конкретной ситуации.

Учет такой классификации услуг позволил бы более основательно дифференцировать обязанности различных органов исполнительной власти и не заниматься всем спектром услуг сразу. Очевидно, что наиболее распространенными и применяемыми в настоящее время являются услуги чисто информационные – по предоставлению уточняющей и разъясняющей информации пользователю. На очереди более активное отношение к услугам консультационного характера по правовым вопросам. Президент РФ обратил на это внимание и обозначил форму бесплатного оказания таких услуг.

В настоящее время классификация услуг по уровням управления предусмотрена в системе реестров: Реестре государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти; Реестре государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; Реестре муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления. Для реализации работы по указанным реестрам в электронной форме создается федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"[1]. Этим же документом предусмотрено и осуществление функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – функции).

Классификация услуг по предложенной схеме потребует учесть разные организационные и юридические формы их предоставления и оформления документов, результирующих решение соответствующего органа по услуге. Не на всех документах потребуется электронная подпись. Но на правоустанавливающих документах (например, о регистрации новорожденного или умершего человека, регистрации юридического лица и т.п.) такое подтверждение необходимо. Правовое оформление и соблюдение юридической техники по услугам правореализующим (например, выписка о регистрации имущества, автомобиля, подтверждение страховых операций) также потребуют соответствующей формы и подтверждения действительности документа от органа, предоставляющего такую услугу.

Вопрос о различении видов услуг пока остался за пределами содержания и структуры Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Область предоставления государственных и муниципальных услуг формирует и особое правовое регулирование деятельности структур, обеспечивающих технологическое взаимодействие различных полномочных субъектов. Повышается значение многофункциональных, межрегиональных центров (МФЦ) информатизации, их технологического взаимодействия в процессе подготовки и предоставления ответа на обращение пользователя. В связи с развитием электронных (компьютерных, сетевых) форм реализации государственных услуг предстоит разработка и утверждение положений или уставов федеральных и муниципальных многофункциональных центров услуг. Предстоит и уточнение компетенции общегосударственного информационного центра (ОГИЦ) в сфере организации и обеспечения государственных услуг и услуг муниципального уровня.

Несмотря на все сложности, связанные с выделением сферы государственных и муниципальных услуг в самостоятельную технологическую зону информационной инфраструктуры, необходимо позитивно оценить сдвиги в этой области информационных технологий. В России создается национальная операционная система. Программное обеспечение для компьютеров в зоне "Информационное общество" будет базироваться на кодах разработчика свободного программного обеспечения – LINUX. Для области услуг очень важна типизация систем, отвечающих за медицину, библиотечное дело в рамках информационного общества. При этом, по словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций, формат обмена данных между ведомствами и организациями будет единым. Этому способствуют так называемые облачные технологии. В рамках электронного правительства создается единый классификатор данных. Запланированы серьезные мероприятия согласования действий с Министерством финансов. Минкомсвязь России выделяет такие направления внимания, как: 1) повышение качества жизни граждан; 2) улучшение условий для бизнеса; 3) безопасность в информационном обществе; 4) активизация деятельности электронного правительства; 5) скоростной Интернет, а для бизнеса – широкополосный доступ в Интернет. Особое внимание в этой связи – к управлению. Инвестиции – государственно- частные[2].

Процесс реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" потребовал принятия ряда подзаконных актов, в их числе уже упомянутое постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)"[3]. Этим постановлением решены важные вопросы путем утверждения: 1) Положения о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"; 2) Правил ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"; 3) Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"; 4) требований к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).

В основе перехода к электронным услугам остается решение вопроса на законодательном уровне об электронном документе и электронном документообороте. В определенной степени этот вопрос затронут и в данном проекте. Однако это не снимает проблемы иметь отдельный федеральный закон об упорядочении электронного документооборота в системах органов государственной власти и местного самоуправления. Как видим, в связи с принятием конкретного закона затрагиваются почти все проблемы общей части информационного права.