Виды государственного вмешательства. Цели, направления и методы государственного регулирования

На современном этапе развития экономики проблема необходимости государственного вмешательства перестала быть дискуссионной и признается сейчас практически всеми экономистами. Спорными остаются лишь вопросы о формах, масштабах и эффективности вмешательства, и здесь присутствуют самые разные позиции.

Крайне либеральные взгляды сводятся к обоснованию целесообразности максимально возможного ограничения деятельности государства в экономике: присутствие государства в экономике необходимо, но чем оно меньше, тем для экономики лучше. Сторонники других позиций полагают, что роль государства в экономике должна возрастать по мере степени ее развития. Однако преобладает в современном обществе точка зрения, согласно которой государственное вмешательство необходимо осуществлять дифференцировано и дозировано в зависимости от социально-политических условий и особенностей развития каждой страны.

Опыт противостояния и выхода из мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 г., показал, что в экстремальных условиях роль государства существенно возрастает. Практически во всех странах в это время государство приняло на себя главный удар его негативных проявлений. Так, в России государство разработало и успешно реализовало крупномасштабную программу антикризисных мер: оказало финансовую поддержку банкам, не позволило стать банкротами предприятиям важнейших отраслей промышленности, в том числе сырьевого сектора, авто- и авиапрома, оборонного и аграрного комплексов. Кроме того, в этот сложный период российское государство смогло оказать существенную поддержку социальному сектору, увеличив размеры пенсионного обеспечения, подняв заработную плату и выплаты пособий по безработице.

Во многом аналогичные меры со стороны государства в этот период были приняты и в ряде других стран. Например, в США и ЕС наиболее существенная поддержка со стороны государства была оказана финансовому сектору, авто- и авиапрому, сельскому хозяйству и непосредственно населению.

В силу неоднородности различных стран по уровню социально-экономического развития, по национальным, историческим и другим особенностям нет и не может быть единого критерия определения масштаба и способов государственного вмешательства в экономику. Однако в самой общей форме здесь можно выделить два основных направления: во-первых, это непосредственное участие государства в экономической сфере деятельности как собственника и предпринимателя; во-вторых - осуществление органами государственной власти регулирования экономических процессов.

Современная рыночная экономика характеризуется смешанностью и многоукладностью, с участием в экономической деятельности не только индивидуальных собственников и их многообразных ассоциаций, но и государства. В государственном секторе экономики сейчас производится от 15 до 50 и даже до 60% ВВП (Швеция 1960-х годов). В нем, как правило, занято значительное число работающего населения, например не менее 10% - в США и до 30% - в России.

Диапазон сферы непосредственной деятельности государства в экономике достаточно велик. Государство в той или иной форме может участвовать в любой отрасли экономики. Однако, поскольку государство является не обычным субъектом рынка, а весьма специфичным, выражающим интересы прежде всего общества, круг его непосредственной экономической деятельности, как правило, ограничен. Он охватывает производство товаров и предоставление услуг, имеющих общественное значение. Это так называемые общественные товары, т.е. те, которые предназначены для коллективного потребления, в том числе для национальной обороны, создания и содержания сети государственных коммуникаций и информации, предоставления услуг в области образования, здравоохранения и т.п. В ряде стран, в том числе в России, государство является собственником так называемых естественных монополий или предприятий национально значимых базовых отраслей. Это могут быть отрасли по добыче стратегического сырья, национальные путепроводы, системы спутниковой и других видов связи и т.п.

Наконец, государство является собственником зданий и сооружений, предназначенных как для осуществления деловых функций (залы для заседаний, помещения для офисов и т.д.), так и для отдыха, досуга и проживания. Такой собственностью государство может владеть как внутри страны, так и за рубежом (здания посольств и представительств).

Государство является либо исключительным собственником такого рода предприятий или объектов, либо одним из совладельцев. Но даже и в этом последнем случае государство, как правило, имеет приоритет перед другими совладельцами, поскольку ему принадлежит решающий голос (это может быть так называемая золотая акция) при определении направлений и параметров использования совместной собственности.

Являясь собственником факторов производства и распорядителем бюджетных средств, государство принимает активное участие в работе рынка. Этот род деятельности оно выполняет двояко: с одной стороны, производя товары и услуги и совершая определенные закупки на рынке, государство представляет собой равноправного участника рыночных сделок, т.е. предпринимателя, а с другой - будучи властным органом, действующим в интересах общества, государство способно осуществлять регулирование рыночных отношений.

Как предприниматель и партнер по рыночным отношениям государство выполняет свои действия на рынке по тем же правилам, что и другие его участники. Как и любой предприниматель, государственное предприятие должно стремиться к максимизации прибыли, а следовательно, и к наибольшей эффективности. Однако на практике большая часть государственных предприятий функционирует в малорентабельных или убыточных отраслях. К числу таких отраслей можно отнести угольную промышленность, пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте, услуги некоторых видов связи, водо-, электроснабжение и др. Предприятия, действующие в этих отраслях, свои убытки покрывают за счет субсидий из государственной бюджетной системы.

Число убыточных предприятий, так же как и число отраслей, где они функционируют, непостоянно и во многом зависит не только от экономических, но и от политических обстоятельств. Так, с приходом к власти в развитых странах социал-демократов государственный сектор, как правило, возрастает (правительство Ф. Миттерана во Франции), а в период правления сторонников жесткой экономии и абсолютизации роли рынка и денег (правительство М. Тэтчер в Великобритании или С. Берлускони в Италии), напротив, осуществляется процесс разгосударствления и приватизации, т.е. сокращается государственный сектор. Существенные колебания соотношения государственного и частного секторов присущи российской экономике. Если в начале XXI в. доля государственного сектора не превышала 30%, то в послекризисный период она возросла до 70%. Поскольку государственный сектор в принципе существенно уступает частному по экономической эффективности, правительством РФ разработана и уже реализуется программа сокращения государственного сектора в ряде отраслей экономики.

Естественно, что разгосударствление и приватизация, а в ряде случаев и закрытие в первую очередь распространяются на убыточные государственные предприятия.

Вместе с тем сказанное вовсе не означает, что все государственные предприятия малоэффективны и убыточны. В государственном секторе могут быть и высокоэффективные, конкурентоспособные фирмы. Примером тому служат государственные оборонные предприятия (например, российская фирма "Росвооружение"), аэрокосмические фирмы (российская "Энергия" или французская "Эль Франс", итальянская "Ал Италия"), естественные монополии по производству некоторых видов стратегического сырья и энергии (например, российский Газпром).

Являясь одним из участников рыночных отношений, государство, как и любой другой крупный предприниматель, имеет возможность в определенной степени воздействовать через предложение на цену и спрос и, как следствие, регулировать действие рыночного механизма. Так, устанавливая минимальные цены на обучение на подготовительных курсах для поступления в вуз, государственные вузы способны оказывать влияние на рынок услуг по подготовке к поступлению в учебные заведения. Однако диапазон такого рода влияния из-за специфической роли государства существенно ограничен, а наиболее масштабное и эффективное регулирование рынка и экономики в целом государство способно осуществить с помощью других специальных методов.

Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой процесс воздействия на социально-экономическую систему данного общества правомочными государственными органами при помощи системы законодательных, административных и контрольных мер в целях повышения эффективности действенности рыночного механизма и обеспечения экономической стабильности.

Достижение основной цели регулирования находится в прямой связи с реализацией конкретных целей, среди которых важнейшими являются следующие.

1. Противодействие (или нейтрализация) циклическим колебаниям и их последствиям в экономике.

2. Ограничение (или поощрение) последствий внешних эффектов.

3. Целенаправленное дерегулирование тех социально-экономических сфер, в которых действие рыночных регуляторов либо ограниченно, либо вовсе отсутствует.

Решение задач, связанных с достижением каждой из поставленных целей, имеет свою специфику и может осуществляться по различным направлениям.

Противодействие колебаниям в экономике государство может осуществлять по нескольким направлениям. Одним из них может быть расширение совокупного спроса. Регулирование спроса государство реализует с помощью снижения налогового бремени, принятия мер для роста доходов или снижения процента. Другим направлением борьбы за экономическую стабильность может быть борьба с безработицей и инфляцией. Действуя в этом направлении, государство регулирует инвестиционный климат и массу денег, находящуюся в обращении.

Свою специфику и направления имеет регулирование последствий внешних эффектов. Внешние, или побочные, эффекты представляют собой явление, способное оказывать на потребителей косвенное воздействие. Оно не может иметь конкретной денежной оценки, следовательно, и не может быть представлено для продажи на рынке.

Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Примером негативного внешнего эффекта может служить загрязнение окружающей среды, обусловленное использованием несовершенной технологии или применением вредного для здоровья людей и природы сырья (химическое производство, металлургия и др.). Последствия побочного эффекта не могут быть полностью учтены и, следовательно, автоматически компенсированы (через механизм спроса и предложения). Поэтому, для того чтобы соблюсти интересы производителя и общества в целом, при этом в качестве приоритета поставив общественные интересы, необходимо регулирование рамок деятельности производителя. Эта цель может быть реализована по нескольким направлениям, в том числе по ограничению деятельности фирмы, по компенсации убытков, а также через систему штрафных санкций. Для этого необходимо иметь не только средства, но и власть. Такими возможностями располагает исключительно государство. Только оно способно обязать производителя включить в цену не только собственные издержки, но и издержки общества в целом. Изъятые из выручки предприятия средства (в виде налогов и штрафов) государство должно направлять на компенсацию общественных потерь от отрицательных внешних эффектов.

Примером позитивного внешнего эффекта может быть косвенное положительное воздействие основного производства на людей и среду их обитания. Так, садовод-предприниматель, закладывая яблоневый сад, может существенно изменить в лучшую сторону ландшафт и создать более благоприятные условия для жизни в данной местности. Хотя эти побочные факторы не повлияют на цену яблок, они, несомненно, имеют социальную ценность. Здесь регулирование отношений со стороны государства (оно способно создавать преференции таким предпринимателям) может иметь положительный смысл.

Необходимость целенаправленного дерегулирования отдельных социально-экономических сфер обусловлена тем, что рынок не может гарантировать право на доход и труд, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и среды обитания. В то же время рынок создает условия для дифференциации среди производителей и членов общества в целом, а также служит благотворной средой для монополизации экономики - антипода добросовестной конкуренции и тормоза прогресса.

Наличие перечисленных и многих других не упомянутых здесь негативных сторон действия рыночного механизма требует от государства вмешательства именно в те сферы, где необходимы корректировка и дополнительное регулирование экономических отношений.

Разнообразие сфер, требующих регулирования со стороны государства, делает необходимым использование широкого круга регулирующих мер. Так, обязанность заботы об инвалидах, детях, престарелых, малоимущих и безработных требует от государства перераспределения доходов от собственников экономических ресурсов к перечисленным категориям граждан. Перераспределения требуют и другие общенациональные интересы, такие как обороноспособность страны, защита окружающей среды и т.п.

В других случаях государственное регулирование осуществляется по иным направлениям и другими способами. Так, регулирование рынка труда государство может осуществлять сразу по нескольким направлениям. Среди них могут быть открытие и способствование открытию новых рабочих мест, установление границы минимальной заработной платы, подготовка квалифицированных специалистов.

Борьба против монополизма на рынке и поддержка конкуренции также могут осуществляться по нескольким направлениям.

Определенную специфику имеет регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе регулирование платежного баланса и валютного курса.

Методы государственного регулирования. Свои регулирующие функции и конкретные цели государство осуществляет на основе определенных методов.

Методы государственного регулирования экономики представляют собой свод способов и форм, с помощью которых органы государственной власти реализуют возложенные на них функции по регулированию экономических процессов.

Государственное регулирование осуществляется административными и экономическими методами.

К административным методам государственного регулирования относятся методы разрешения, запрета и принуждения.

С помощью разрешительных административных методов государство осуществляет регулирование развития определенных сфер деятельности, степень открытости внешнеэкономических отношений и др.

Запретительные способы наиболее распространены в охране окружающей среды и в использовании невоспроизводимых ресурсов. Например, государство вправе запретить производство тех продуктов, которые либо сами, либо их изготовление и продажа наносят вред обществу. Вправе оно запретить и те виды деятельности, которые нецелесообразны для общества. Это может быть, например, запрет на ввоз и продажу оружия и наркотиков, запрет на предоставление услуг игорного бизнеса и др.

Административные методы принуждения особенно эффективны для регулирования деятельности монополий. Так, государство заставляет монополии ограничивать масштабы своего развития лишь до определенных пределов, принуждает всех предпринимателей исполнять нормы государственных правовых актов - трудовой и административный кодексы, законы о минимальной оплате труда, о продолжительности рабочей недели и т.д.

Инструментами административных методов регулирования являются правовые и нормативные акты и правила. К ним относятся конституция страны, законы центральных органов власти, зафиксированные в различных кодексах, указы президента страны, постановления правительства и распоряжения его отдельных структур (министерств), федеральные правила, стандарты и уставы, а также законы и нормативы, принятые местными органами государственной власти (в Российской Федерации это субъекты РФ).

К экономическим методам государственного регулирования относятся те, с помощью которых государство оказывает воздействие на факторы непосредственно рыночных отношений, таких как совокупный спрос и совокупное предложение, денежное обращение и налоги.

Основным экономическим методом государственного регулирования экономических процессов является использование инструментов финансовой и денежно-кредитной систем.

Использование финансовой системы для регулирования экономики включает осуществление государством сбора налогов с экономических субъектов и перераспределение имеющихся в распоряжении государства денежных ресурсов через бюджетную систему. Таким способом государство получает возможность, с одной стороны, содержать себя и социальную сферу, перераспределять доходы, а с другой - способствовать развитию определенных сфер и отраслей экономики.

Использование денежно-кредитной системы в качестве одного из экономических методов регулирования включает и косвенное воздействие государства на принятие решений экономическими субъектами. Так, государство с помощью центрального банка может изменять процентную ставку, улучшая или, наоборот, ухудшая условия получения кредита, и тем самым влиять на инвестиционный климат. Оказывая свое влияние на курс национальной валюты, государство способно регулировать состояние внешнеэкономической деятельности. И наконец, проводя определенные манипуляции с денежной массой, находящейся в обращении, государство может оказать влияние на изменение уровня инфляции в стране.

К инструментам экономических методов регулирования относятся: экономические прогнозы и индикативные параметры, лицензии, квоты, пошлины, банковский процент, норма банковского резерва, налоговая ставка, преференции, льготы, штрафы, пени, неустойки и др.

В современных условиях все более важными средствами регулирования становятся прогнозы и планы социально-экономического развития страны, государственные социально-экономические программы.

С помощью научно обоснованных национальных программ государство получает возможность сконцентрировать свои всегда ограниченные средства на решении наиболее важных для страны на данный момент задач. Для реализации таких программ государство стремится привлечь и средства предпринимателей, подавая им косвенные сигналы в их поиске наиболее эффективного использования капитала, а также предоставляя им благоприятные условия инвестирования в эти программы.

Прогнозирование и разработка планов социально-экономического развития в условиях рыночной экономики служат, во-первых, важными средствами (индикаторами) получения информации о направлениях развития экономики страны как для отечественного, так и для международного делового мира, а во-вторых, определяют материальные возможности и объем необходимых средств для реализации национальных программ и дальнейшего развития экономики.