Лекция 4. Основы личной безопасности в сфере жизнедеятельности

Среди многочисленных социально значимых проблем всех жителей Земли, связанных с преобразовательной деятельностью и образом жизни человека, в начале третьего тысячелетия главное место заняла проблема выживания всего живого на планете. По словам Аурелио Печчеи, первого президента Римского клуба, “человек стал сам для себя ахиллесовой пятой, он точка отсчета, в нем все начала и концы”*11. Образ жизни человека – это слепок социальных отношений в обществе в целом, показатель того, как личность реализует окружающие условия жизнедеятельности в интересах своего здоровья. Образ жизни понимается как биосоциальная категория, которая интегрирует представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризуется его профессиональной (учебной), досуговой деятельностью, бытом, способом удовлетворения материальных и духовных потребностей*12.

*11: {Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. С. 321.}

*12: {Бредихина Н. В. Ориентации населения на здоровый образ жизни: региональный аспект. Челябинск, 2006. С. 153.}

Формирование здоровья – образ жизни (уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; образовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки, состояние окружающей среды)*13. Сейчас все больше признается важность образа жизни как ведущего обобщенного фактора, определяющего основные тенденции в изменении здоровья человека, который рассматривается как вид активной его жизнедеятельности.

*13: {Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Киев: Здоровье, 2005. С. 13.}

В структуру образа жизни с его социальной характеристикой входят:

- трудовая деятельность и условия труда;

- хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность);

- рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;

- социализирующая деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);

- планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;

- формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;

- социальная и физическая активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

С образом жизни также связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

Если различные формы и проявления индивидуальной общественной активности образуют комплексное представление об образе жизни, то понятие “здоровый образ жизни” выражает деятельность по оздоровлению условий жизни. Понятие “здоровый образ жизни” однозначно пока еще не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров, А. С. Ципко и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. Важными для определения категории “здоровый образ жизни” являются трактовки таких авторов, как И. В. Бестужев-Лада, М. Н. Руткевич, А. П. Бутенко, В. И. Толстых. Немалый интерес имеют работы, рассматривающие значимость формирования здорового образа жизни человека (К. А. Абдульханова-Славская, Е. А. Демина, В. П. Кащенко, В. В. Колбанова, В. А. Фролов, Е. И. Холостова), а также здоровьесберегающего обучения и воспитания (Г. К. Зайцев,

А. С. Залманов, Η. Н. Никитин, Г. А. Степанова, А. В. Суворова, Харитонов и др.). В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, Л. С. Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума. Здоровый образ жизни является одновременно и условием, и предпосылкой развития всевозможных сторон и аспектов образа жизни. С одной стороны, это форма образа жизни, с другой – условие, способствующее реализации развития иных форм и проявлений образа жизни. Именно поэтому понятие “здоровый образ жизни” нельзя сводить к отдельным формам медико-социальной активности.

Отметим, что базис ценностной ориентации здорового образа жизни формировался с началом человеческой истории. В первобытном обществе на фоне процесса преодоления примитивных форм жизни и формирования социума человек осваивал простейшие гигиенические навыки, учился лечить раненых и больных с помощью полезных растений и трав. Многие движения и действия трудового и оборонительного характера, воспроизводившиеся в играх и плясках, приобретали относительную самостоятельность, становились своего рода элементами физической культуры. Из практических потребностей общества начинают складываться первые правила и нормы здорового образа жизни.

В Древней Индии, за б веков до н. э., в “Ведах” были сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни и приводились разумные советы по его сохранению.

Идея здорового образа жизни наиболее полно разрабатывалась в античности. Она была связана не только с практическими нуждами общества, с занятиями спортом, но и с воспитанием личности. Древние греки ценили красивое здоровое человеческое тело, брили бороды, много двигались, занимались физическими упражнениями, обязательно разбавляли вино водой, заботились о здоровом питании. Здоровый образ жизни считался наибольшей ценностью, человек должен был поддерживать свой дух и волю. Две с половиной тысячи лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова: “Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!” Спустя пятьсот лет Гораций писал: “Если не бегаешь, пока здоров, будешь бегать, когда заболеешь!”

Представления о здоровом образе жизни встречаются в работах Платона, в натурфилософских наставлениях врачей Косской школы, которую принято отождествлять со школой Гиппократа. Так, в его трактате “О здоровом образе жизни” данное явление рассматривается как некоторая гармония, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда норм поведения и профилактических мероприятий. О здоровье человека, его физическом воспитании как составной части гармонического воспитания личности писал Аристотель в своей “Никомаховой этике” и многих письмах о морали. Учение Эпикура выдвигало на первый план физическое и духовное здоровье личности как средство достижения блага и счастья. Особенность античного периода заключается в том, что на первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план. В восточной же философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека.

Здоровая жизнь народа в Киевской Руси способствовала тому, что формировалось крепкое и жизнелюбивое поколение, которое веками защищало свою свободу и независимость. Государство нуждалось в здоровых физически и духовно гражданах и культивировало эти ценности. Объективно этому способствовала и христианская религия. Библейские заповеди и поучения определяли запреты, нормы, правила по сохранению физического и нравственного здоровья людей, здорового образа жизни, они касались санитарии, гигиены, правил питания, системы постов. Эта многовековая мудрость вошла в памятники этики, педагогики, народной медицины, такие как “Поучение” Владимира Мономаха (XII век), “Домострой” (XV-XVI века), “Гражданство обычаев детских” Епифания Славинецкого (XVII век), “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению” (1717), “Регламент, или Устав духовной коллегии” Феофана Прокоповича (1721).

Однако только в XVIII веке, в эпоху Просвещения, выдающиеся мыслители, философы, ученые и педагоги Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов обращаются к теме здоровья и здорового образа жизни и вновь связывают эту проблему с трудовым и физическим воспитанием личности, с ее гармоничным развитием.

С начала XIX века деятельность врачей С. П. Боткина, И. М. Сеченова, Н. И. Пирогова и др. способствовала привлечению внимания к проблеме здорового образа жизни и способам адаптации организма к условиям окружающей среды.

На рубеже XIX-XX веков появляется много научно-популярной литературы по пропаганде здорового образа жизни и санитарно-гигиеническим аспектам. Среди теоретических работ имеют особое значение труды П. Ф. Лесгафта, В. Е. Игнатьева, B. В. Гориневского и др. Философы В. Соловьев, С. Л. Франк,

C. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев в своих трудах обратили внимание на причины кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды, разрушающего физическое и духовное здоровье личности.

Отечественными учеными отмечалось, что здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний – первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В. К. Бальсевич, П. А. Виноградов, Н. Д. Граевская, А. В. Сахно, Т. Н. Сулимцев, В. Д. Чепик, А. С. Чубуков и др.).

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) зависит: от объективных общественных условий, социально-экономических факторов; конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга; системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

Условно понятие здорового образа жизни можно разделить на два направления. Первое – активные его формы, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья и обеспечивает собственную безопасность. Второе – человек старается не допустить образования привычек, отрицательно влияющих на его здоровье.

Все элементы здорового образа жизни проецируются на человека, его мышление, поведение, жизненные планы, цели, запросы. На сегодняшний день выделяют четыре основные составляющие; примерный удельный вес (значение) данных факторов для здоровья людей. Их группировка по удельному весу для здоровья человека выглядит следующим образом:

1. Генетические факторы – их значение для здоровья (примерный удельный вес равен 18-22%). К факторам здоровья относится здоровая наследственность, генетическая устойчивость к неблагоприятным факторам. К факторам риска – наследственная патология, предрасположенность к наследственным болезням, близкородственные браки, мутационные влияния.

2. Внешняя среда, природно-климатические условия (примерно 17-25%). В число факторов здоровья отнесены благоприятные природные и климатические условия, экологически чистая среда обитания, благоприятные социальные условия, психологический комфорт. Факторы риска – неблагоприятные природные и климатические условия, нарушение экологической обстановки (загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные, радиационные и другие излучения), катастрофы природного и техногенного характера.

3. Медицинские факторы здорового образа жизни (8-10%) – это высокий уровень диагностики и профилактических мероприятий, своевременная профессиональная медицинская помощь, современная материальная база медицинских учреждений и проч. Факторы, указывающие на обратные процессы: неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания, недостаточный профессиональный уровень врачей.

4. Образ жизни, условия труда и проживания (50-60%) – рациональная организация безопасной жизнедеятельности, здоровый образ жизни: адекватная двигательная активность, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, социальный и психологический комфорт; благоприятные условия труда; достаточное материальное обеспечение; образование; прочная семья. Факторы риска – отсутствие рационального режима жизнедеятельности, нездоровый образ жизни: курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ, злоупотребление лекарствами, адинамия, гиподинамия, стрессовые ситуации, несбалансированное питание; вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации.

Здоровый образ жизни в качестве типичных и существенных для данной общественно-экономической формации форм жизнедеятельности людей, базирующихся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, имеет следующую функциональную направленность:

- укрепляет адаптивные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия;

- сохраняет и укрепляет здоровье людей, которое, в свою очередь, является предпосылкой существования и развития других сторон образа жизни;

- способствует полноценному выполнению человеком его социально-биологических функций.

Известно, что заболеваемость и смертность зависят от условий среды и образа жизни людей. Эти два фактора в 57% случаев обусловливают неправильное физическое развитие и становление личности, в 77% – служат причиной болезни, в 55% – причиной преждевременной смерти. Следовательно, более эффективно формировать правильный безопасный образ жизни, ценностно-мотивационные установки на здоровье, так как изменить генотип и среду (устойчивые компоненты) практически невозможно.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).

Основные составляющие здорового образа жизни:

1. Культура производительного и учебного труда. Рабочие места на современном производстве и в социальной сфере характеризуются многочисленными факторами, влияющими на здоровье работающих (чрезвычайные ситуации техногенного характера, вибрации, загрязненность воздуха, производственный шум, излучение от компьютеров, эмоционально-волевое напряжение, высокая интенсивность труда, конфликты и проч.).

Продвижение здорового образа жизни на рабочем месте подразумевает совместные усилия работников, работодателей и общества с целью ликвидации факторов риска для здоровья и поддержания соответствующего качества жизни на рабочих местах, их научная организация.

Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье личности, связаны с системой образования. Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Формирование установки на здоровый образ жизни предполагает внедрение комплексных мер в сферу производства, в образование, которые ориентированы на исключение вредных воздействий от рабочего процесса и учебы в виде перегрузок, организационных издержек, стрессов.

2. Полноценное питание должно быть сбалансировано по жирам, белкам, углеводам, макро- и микроэлементам и обязательно содержать растительную клетчатку. Каждому человеку необходимо следовать общим рекомендациям специалистов, вырабатывая для себя в процессе жизненного цикла истинную структуру питания. Анализ показывает, что многие из тех, кто не относится бездумно к этому поистине ключевому для каждого человека процессу, вознаграждаются дополнительными годами активной и творческой жизни.

3. Соблюдение режима труда и отдыха предусматривает взаимодействие личности и социального окружения, в результате которого вырабатывается такой тип жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком трудовой деятельности и отдыху, восстановлению сил.

4. Пребывание на свежем воздухе, закаливание, тренировка иммунитета. Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1 -1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5-1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же – быстрым спортивным шагом и т. д.

Здоровый образ жизни включает в себя закаливание. Широко известны различные способы закаливания: закаливание воздухом, закаливание водой, закаливание солнцем и др. Закаливание – это “самый лучший способ против простудных заболеваний, так как укрепляет здоровье, повышает работоспособность и улучшает самочувствие”*14.

*14: {Огородникова Η. Н. Холод против простуды. М.: Советский спорт, 2006. С. 44.}

5. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, личная гигиена как показатели здорового образа жизни представлены наличием знаний и представлений не только индивидуального плана, но и социального. Она включает в себя гигиену тела человека, полости рта, кожи, косметические вопросы; гигиену сна и отдыха, оптимальный суточный режим; гигиенические правила рационального питания и отказ от вредных привычек; гигиену одежды и обуви и умение реализовывать их в поведении и деятельности.

6. Организация индивидуального целесообразного режииа двигательной активности, обеспечивающего суточную потребность организма в движении. Перед обществом стоит сложная задача побуждения населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышения доступности этих видов оздоровления в условиях коммерциализации спортивно-оздоровительной инфраструктуры. Речь идет о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки, походы и другие формы, доступные для массового использования. Особую роль в деле формирования здорового образа жизни должны играть образовательные, лечебно-оздоровительные учреждения, СМИ.

Как отмечал Н. Амосов, людям присущ могучий рефлекс лени. Исключение составляют дети, которые, казалось бы, бесполезно затрачивают на игры массу энергии. Но это не бесполезные траты. Они предназначены для жизненно необходимой тренировки и накапливания резервов организма. У взрослого человека начинает преобладать принцип экономичности, который вступает в противоречие с необходимостью постоянной физической активности всех систем организма. Подобное отношение достаточно быстро самым негативным образом сказывается на общем уровне здоровья. Еще Аристотель говорил: “Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие”.

Так, широко известны доступные, простые в реализации и эффективные комплексы и программы физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования при культивировании здорового образа жизни. Это прежде всего: контролируемые беговые нагрузки (система Купера); режим 1000 движений (система Амосова); 10 ООО шагов каждый день (система Михао Икай); бег ради жизни (система Лидьярда); всего 30 мин спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать – сиди, если можешь стоять, а не сидеть – стой, если можешь двигаться – двигайся (система Моргауза); произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей “бодрствующей” части суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону); калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане); аэробика, шейпинг и т. д.

7. Преодоление вредных привычек (алкоголь, курение, наркомания, токсикомания). Важным звеном политики формирования здорового образа жизни является искоренение таких вредных привычек, как курение, употребление алкоголя, наркотиков. Эти разрушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье*15. Курение, алкоголь, наркотики замедляют рост, оказывают отрицательное влияние на работоспособность. При курении в организм вместе с табачным дымом поступает большое количество ядовитых веществ: никотина, окиси углерода, синильной кислоты, смолистых веществ, являющихся сильными канцерогенами. Курение вначале вызывает возбуждение коры головного мозга, затем сменяется ее угнетением, оно влияет на самочувствие людей: у курильщиков отмечаются головные боли, нарушаются умственная и физическая работоспособность, сон, аппетит, ухудшается острота зрения и скорость реакции.

*15: {Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность. М., 2003. С. 127.}

Постоянный прием алкоголя ослабляет организм, разрушает нервную систему, приводит к болезням сердца, желудка, печени и других органов. Алкоголь в значительной мере снижает эффективность любой деятельности и может привести к несчастным случаям. Под влиянием алкоголя наступают склеротические изменения в сердечной мышце и постепенно сердце становится неспособным переносить физические упражнения. К тому же алкоголь тормозит восстановительные процессы человека. Даже очень малые дозы алкоголя нарушают и тормозят функции клеток организма, значительно ослабляя их жизнедеятельность. Особенно большой чувствительностью к алкоголю обладает головной мозг. Функции центральной нервной системы нарушаются, даже если ввести в организм всего 7-8 г алкоголя. При этом изменяется психика, работоспособность, физические качества человека.

8. Грамотное экологическое поведение. Учитывая то, что окружающая среда представляет собой сложное образование, включающее ряд сред (природную и социальную, бытовую и производственную, космическую и земную), каждый должен осознавать, что вне биосферы человек не существует. Отсюда вытекает требование формирования экологического поведения, исключающего или минимизирующего использование химикатов, производственные, транспортные и бытовые отходы, катастрофически меняющие химический состав воды, воздуха, почвы и потребляемой человеком пищи. Проживание человека в экстремальных климатогеографических и экологических условиях приводит к быстрому развитию различных хронических патологий, преждевременному старению, ранней потере работоспособности, сокращению средней продолжительности жизни, болезненному реагированию на метеогеофизические возмущения, снижению адаптивных резервов организма.

Экологически мыслящий человек – преобразователь новых отношений между обществом и природой. Он биоцентрично эгалитарен, не считает себя высшим субъектом природы, а является рядоположенной частью, несущей ответственность за совершенствование себя и природы. Он переосмысливает всю систему своих ценностных ориентаций и меняет жизненные установки, смещая акценты со средств жизни на цели жизни.

9. Психическая и эмоциональная устойчивость. Здоровый образ жизни можно рассматривать как основу профилактики факторов риска (психоэмоциональная напряженность, напряженные семейные отношения, нездоровый быт). Рассматривая аспекты психического и социального компонентов здоровья,

В. И. Дубровский делает вывод, что социальные компоненты всецело зависят от культуры здоровья и образа жизни: его уровня, качества, стиля и уклада*16.

*16: {См.: Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисл. Н. А. Агаджанян. М.: RETORIKA-A, 2007. С. 405.}

10. Культура сексуального поведения, межличностного общения. Социокультурные сдвиги в обществе влияют на сексуальное поведение, ритм сексуальной активности, ее интенсивность и социальные формы. Молодежь раньше начинает половую жизнь, добрачные связи стали допустимы для обоих полов при наличии и отсутствии любви. Культура регламентирует наиболее важные аспекты сексуальной жизни, оставляя место для индивидуальных или ситуативных вариаций, ОГЛАВЛЕНИЕ которых может существенно варьироваться. Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение, как диалог, требующий умение слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Развитию коммуникативной культуры бесспорно содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

11. Образование и самообразование по вопросам здорового образа жизни напрямую связаны с ростом культуры, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической и досуговой культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, мотиваци- онно-ценностной ориентации.

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипокинезии (Р. Е. Мотылянская, В. К. Велитченко,

Э. Я. Каплан, В. Н. Артамонов). Эти ученые выделили три основных компонента здорового образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентаций, направляющих сознательную активность (Ю. В. Валентик, А. В. Мартыненко, В. А. Полесский и др.).

Формирование здорового образа жизни не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности. Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний (Д. А. Изуткин). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

Образ жизни – здоровый, культурный, цивилизованный – реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизированно выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах, т. е. с помощью познания, принятия к действию конкретных методов здорового жизнеосуществления.

Таким образом, здоровый образ жизни представляет собой максимальное количество биологических и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям индивида, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия. Сущность и структура понятия “здоровый образ жизни” отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования.