Основные принципы и структура социального управления

Разрешение социальных проблем и преобразование социальной действительности не может производиться без учета и соблюдения основных принципов социального управления:

– принципа научного обоснования путей решения выявленных проблем;

– принципа социальной целесообразности и целеобусловленности, предполагающего соответствие ожидаемых эффектов нормативным (ценностным) целям развития данного общества, данной социальной общности;

– принципа социально-воспроизводственной ценности и соразмерности проектируемых перемен человеку, его физиологической, психической и социальной природе;

– принципа комплексности, интегративности, сопоставления различных видов моделей, технологий и подходов;

– принципа реалистичности и реализуемости, предполагающего не только адекватное выдвижение целей, по и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.

Данные принципы присутствуют (в большей или меньшей мере в различных сочетаниях) в постановке целей и реализации методов социального управления в современных условиях.

Социальное управление имеет сложную структуру в масштабах Российской Федерации. Во-первых, признаком демократического устройства государства является разделение ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), у каждой из которых – собственные задачи в едином управленческом пространстве страны. Во-вторых, ведомственное деление органов исполнительной власти – в ряде случаев в виде организационно-управленческой вертикали:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, которые имеют в своем подчинении небольшое количество федеральных учреждений социального обслуживания населения;

2) региональные органы социальной защиты населения, которым подчиняются почти все учреждения социального обслуживания на соответствующей территории.

При реализации механизма передачи полномочий социальные службы могут подчиняться также органам местного самоуправления, а средства на их ОГЛАВЛЕНИЕ поступают из регионального бюджета в виде субвенций.

На федеральном уровне органы, уполномоченные в сфере социальной защиты населения, были разделены на три формально самостоятельные органа: министерства, федеральные агентства и федеральные службы, которые, как предполагалось, должны выполнять собственные полномочия и не дублировать функции друг друга. Однако до настоящего времени четко разграничить предметы их ведения не удается.

На региональном уровне может существовать один орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (министерство, департамент, комитет, управление, главное управление). Такой орган может осуществлять задачи по управлению социальной защитой населения параллельно с реализацией других задач (например, с организацией здравоохранения, регулирования трудовых отношений и т.п.). Наконец, в субъекте РФ задачи социальной защиты и социального обслуживания населения могут быть разделены между двумя или более органами государственной власти (например, в Москве деятельность центров помощи семье, детям отнесена к ведению Департамента семьи и молодежной политики; в Самарской области параллельно с Главным управлением социальной защиты населения создано отдельное управление по делам семьи и детей и т.п.).

В органах местного самоуправления имеется должность заместителя главы администрации по социальным вопросам и иногда отдел, который занимается решением указанных социальных вопросов.

Таким образом, при наличии единой структурной основы социального управления единообразное строение подсистем и элементов социального управления в условиях федеральной организации государственного устройства нашей страны отсутствует.