Организация внеаудиторной воспитательной работы со студентами

Большое значение имеет внеаудиторная воспитательная деятельность педагога, который путем изучения характера взаимоотношений в различных микрогруппах и коллективе в целом получает представление о позиции каждого обучаемого относительно национально окрашенных проблем. Необходимо при этом широко использовать знания национально-психологических особенностей для наиболее эффективного стимулирования трудовой активности в коллективе. Ему следует постоянно анализировать многонациональные отношения, следить за тем, чтобы они как объективная предпосылка способствовали укреплению дружеских отношений между представителями разных национальностей.

Воспитательная работа с многонациональным коллективом имеет свою специфику и направлена на сплочение коллектива и воспитание у обучаемых культуры межнационального общения, толерантности, нравственности (нравственное просвещение).

Воспитание культуры межнационального общения

Педагогически правильное построение деятельности студенческого коллектива, в которой гармонично сочетаются разные формы работы – индивидуальные, парные, групповые, помогает сплачивать коллектив, формировать у обучаемых культуру межнационального общения. Большие воспитательные возможности заложены в совместной общественно значимой и досуговой деятельности студентов, в которой проявляются и формируются гуманные взаимоотношения ее участников. Они учатся взаимной поддержке и взаимопомощи, сознательному отношению к задачам коллектива, обучаются нести личную ответственность за добросовестное и своевременное выполнение работы. Коллективная деятельность дает возможность студентам не только получить удовлетворение от сделанного, но и проявить во время работы себя частью целого многонационального коллектива. В качестве совместной деятельности студентов можно предложить оформление уголков и аудиторий для занятий, художественно-этнографических музеев, посвященных различным народам, их истории, культуре и традициям.

Досуговая деятельность может осуществляться в разных формах и видах: спортивной, художественной, эстетической. Следует создать в каждой из них условия для проявления культуры межнационального общения, побуждая учащихся разных национальностей к взаимодействию.

Изучение интересов, способностей студентов, уже сложившихся между ними межличностных отношений позволяет объединить их в микрогруппы с учетом их пожеланий. Так, группы из пяти-семи человек могут стать одной из главных форм организации коллективной деятельности студентов разных национальностей и в то же время наиболее благоприятной сферой для проявления у них самостоятельности, организаторских качеств.

В программу концертов включаются танцы и песни народов мира, отражающие художественную и танцевальную культуру. Коллективные творческие дела помогают вовлечь всех студентов в совместную деятельность, лучше узнать друг друга, научиться проявлять инициативу, активность. Единение и общее переживание результатов совместно выполненной работы становится психологической базой для выдвижения новых коллективных перспектив.

Успешность работы педагога в многонациональном коллективе во многом зависит от того, насколько он учитывает в своей деятельности религиозные чувства, специфику национальной психологии студентов, их национального самосознания.

Воспитательная работа со студентами не должна сводиться к разовым усилиям. Ее необходимо проводить целенаправленно и планомерно, разнообразить в зависимости от конкретных условий. Важнейшим элементом воспитательной деятельности является осмысление педагогом характера взаимоотношений, морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе. Для этого могут быть использованы специальные методики, способные показать общую картину межнациональных отношений в коллективе, позволяющие определить направления совершенствования воспитательного процесса.

Одним из важных направлений воспитательной работы в многонациональном коллективе является формирование у студентов толерантности.

Воспитание толерантного сознания предполагает формирование у каждого студента понимания универсальных ценностей и моделей поведения, которые помогут ему жить в мире и согласии с самим собой, природой и обществом. Как ментальная установка толерантность имеет два основных аспекта проявления: деятельностный – формы поведения и действия людей в отношении друг к другу; коммуникативный – формы межличностного, межгруппового и межнационального общения.

Коммуникативная толерантность представляет собой наблюдаемую и подверженную педагогическому и воспитательному воздействию форму проявления установок толерантного сознания. Ее формирование является наиболее доступным и педагогически осуществимым путем формирования толерантности.