Организация корпоративных финансов на транспорте

Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности.

• Продукция транспорта не имеет вещественной формы; транспорт не производит новые вещи, а лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики.

• Транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов.

• Цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.

• В качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, отправленные тонны грузооборота и количество пассажиров.

• Продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность на дорогах.

• Транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару. Отсюда вытекает и особенность кругооборота средств труда – из формулы кругооборота капитала выпадает товар Т в виде вещи, так как на транспорте продается сам производственный процесс, т.е. перевозка.

• В составе средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях.

• Характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (т.е. наличием сезонных пиков).

Продукция транспорта, т.е. полезный эффект перемещения товаров и людей, имеет подобно промышленности товарную стоимость, в процессе реализации которой создается прибавочный продукт трудом работников транспорта. Поэтому чем больше объем перевозок, объективно необходимых обществу, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

Эффективность транспортного процесса, его непрерывность во многом зависят от согласованности продолжительности выполнения каждого элемента во времени. При перевозках элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Продолжительность цикла складывается из времени, затрачиваемого на выполнение всех элементов транспортного процесса. Сокращение продолжительности этого цикла является общим из факторов роста производительности труда на транспорте и снижения стоимости перевозок.

Транспорт – составная часть всех стадий производства продукции предприятий отраслей экономики. Это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного.

Ведущее место в транспортной системе страны занимает железнодорожный транспорт, позволяющий обеспечивать устойчивые и регулярные грузовые и пассажирские перевозки между районами страны.

Выбор эффективного вида транспорта в условиях конкуренции производится на основе технико-экономических расчетов с учетом конкретных требований рынка на перевозки. При определении сферы использования видов транспорта необходимо учитывать следующие особенности и преимущества технико-экономических характеристик.

Железнодорожный транспорт – это:

• регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;

• высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении;

• как правило, более короткий путь движения грузов по сравнению с речным и морским транспортом, сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;

• более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом и высокая маневренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков и т.п.);

• высокая эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния, особенно маршрутами.

Автомобильный транспорт обеспечивает:

• более высокую, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте, скорость доставки грузов;

• возможность доставки грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций;

• регулярность и хорошую маневренность перевозок, в некоторых случаях более короткий путь следования, чем железнодорожным и речным транспортом;

• способность доставлять груз небольшими партиями от самого мелкого грузоотправителя или грузополучателя;

• меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения при освоении малых пассажиро- и грузопотоков на небольших расстояниях.

Однако на автомобильном транспорте более высокая, чем на других видах (кроме воздушного), себестоимость грузовых перевозок и более высокая, чем на железнодорожном, пассажирских.

Таким образом, автомобильный транспорт наиболее выгодно использовать для перевозки грузов на короткие (до 100 км), а также срочных и скоропортящихся грузов на большие расстояния (до 300 км и более).

Преимущества речного транспорта состоят:

• в высокой провозной способности на глубоководных реках и сравнительно невысокой себестоимости перевозок, особенно

массовых грузов (леса в плотах, нефти в нефтеналивных судах и т.д.);

• невысоких удельных капитальных затратах, расходе металла и топлива.

Наряду с этим речной транспорт имеет и недостатки: несовпадение направления течения некоторых крупных рек с основными грузопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая по сравнению с железнодорожным транспортом скорость доставки грузов, больший, чем у других видов транспорта, путь движения. Поэтому речной транспорт используется преимущественно для доставки массовых грузов, особенно нефти, леса, хлебных и строительных грузов. Во многих случаях эффективны перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Морской транспорт обеспечивает:

• возможность массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами ближнего и дальнего зарубежья;

• более низкую по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния и более высокую, чем на речном транспорте, скорость движения;

• меньшие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом капитальные вложения (при массовых перевозках на дальние расстояния).

Трубопроводный транспорт характеризуется:

• самой низкой себестоимостью перекачки нефти и нефтепродуктов (по сравнению с железнодорожным – в 3 раза, водным – более чем в 2 раза);

• наименьшими капитальными вложениями на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта. Протяженность сети трубопроводов составляет более 300 тыс. км. Большое значение имеет развитие газопроводного транспорта, протяженность сети которого более 200 тыс. км. По газопроводам газ поступает к потребителям России, части ближнего и дальнего зарубежья.

Воздушный транспорт – это:

• большая скорость и малые сроки доставки грузов и пассажиров. Наиболее эффективен для перевозки пассажиров, особо ценных и скоропортящихся грузов небольшими партиями на дальние расстояния, а также других грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта.