Охрана окружающей среды от химического воздействия

Основными источниками химического загрязнения окружающей среды традиционно считаются промышленность (химическая, металлургическая и т.д.), транспорт, энергетика (ТЭС) и сельское хозяйство. Загрязнение окружающей среды химическими веществами происходит как на стадии их производства и использования, так и в ходе обращения с отходами. Поэтому правовое регулирование охраны окружающей среды осуществляется на всех стадиях использования химических и иных экологически опасных веществ.

Как указывает ст. 47 Закона об охране окружающей среды производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются на территории РФ после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ.

Данные требования конкретизируются, в первую очередь, санитарным законодательством, включая санитарные правила.

Значение последних объясняется тем, что именно они устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских населенных пунктах, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе. Более того, нормативы ПДВ химических и иных веществ и микроорганизмов в воздухе, проекты СЗЗ утверждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации.

Государственной регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические вещества и изготовляемые па их основе препараты потенциально опасные для человека, отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, а также отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ. Государственная регистрация указанных веществ и отдельных видов продукции проводится на основании оценки их опасности для человека и среды обитания; установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания, а также разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания.

Наряду с обязательностью регистрации химических и иных веществ, санитарное законодательство предусматривает необходимость проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которые проводит Минздрав России, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. Целью таких мероприятий является установление и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, установление причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также установление соответствия (несоответствия) объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг требованиям санитарного законодательства.

На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами даются санитарно-эпидемиологические заключения.

Применительно к производству, обращению и обезвреживанию определенных химических веществ и их соединений (включая отходы) действуют более конкретные требования и правила.

Наиболее характерным примером их установления являются требования и правила в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами. Так, экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает в себя государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов; токсиколого-гигиеническую экспертизу и экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов.

Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, который ведет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Дополнительные требования к использованию химических веществ содержатся в природоресурсном законодательстве в целях снижения их вредного воздействия на состояние природных объектов.

Например, согласно ст. 65 ВК в водоохранных зонах запрещается размещение химических и иных токсичных и ядовитых веществ.

В определенных случаях законодательство предусматривает специальные требования к производству и обращению химических и иных веществ.

Таким примером могут служить требования к эксплуатации опасного производственного объекта, разновидностью которого является предприятие, производящее или использующее в ходе производственной деятельности химические и иные экологически опасные вещества.