Общая методика проведения анализа себестоимости и затрат

Основой обеспечения безубыточности продаж является, с одной стороны, оптимизация затрат, связанных с производством, продвижением и продажей продукции, работ, услуг, а с другой стороны – достоверное обоснование цены безубыточности и цены реализации, которая соответствует сложившейся конъюнктуре рынка.

Для этого необходимо организовать на предприятии не только полный бухгалтерский учет и контроль за расходами, но и управленческий учет средствами современных базовых информационных технологий, разработать собственную методику анализа, поместив ее в приложение к учетным базам данных.

В данном учебнике уделено значительное место изучению различных методик практического анализа для организации эффективного контроля и управления затратами в компании. Это связано с тем, что базовое экономическое образование для будущих профессионалов не просто обеспечивает выполнение управленческих функций и задач с использованием аналитического инструментария, но и дает научные знания как основу для проведения самостоятельного аналитического исследования, для того чтобы современные кадры могли разрабатывать собственные методики с учетом специфики бизнеса, меняющихся условий микроокружения и глобальной мировой экономики.

Общая методика проведения анализа затрат и себестоимости включает несколько направлений исследования их поведения, закономерностей изменения с учетом влияния различных факторов микро- и макросреды предприятия, а также поиска резервов повышения эффективности их использования для целей развития бизнеса.

Первый этап заключается в изучении динамики затрат с целью контроля соблюдения оптимальности (пропорциональности) роста затрат по сравнению с ростом доходов компании.

На втором этапе анализируется динамика удельных затрат для оценки экономичности как одной из составляющих эффективности управления бизнесом. Для этого рассчитываются затраты на единицу продукции, работ, услуг как в целом, так и по видам затрат, например, материалоемкость продукции, трудоемкость выполнения работ, капиталоемкость, оплатоемкость, налогоемкость и т.п.

На третьем этапе проводится анализ структуры и структурных сдвигов в себестоимости по различным классификационным группам затрат, например, по обычным видам деятельности: материальные затраты, затраты на заработную плату, отчисления в бюджеты и внебюджетные фонды, амортизация, прочие затраты.

Четвертый этап предполагает выполнение факторного анализа влияния различных элементов затрат на себестоимость продукции и финансовые результаты. Для этого может применяться индексный метод определения стоимостной оценки эффективности использования различных видов затрат.

На пятом этапе необходимо проанализировать влияние различных затрат по основным и прочим видам деятельности предприятия на общую рентабельность капитала. Для чего могут использоваться различные факторные модели, например, А. Д. Шеремета и метод цепных подстановок.

Шестой этап – поиск экономии затрат с применением функционально-стоимостного анализа (далее – ФСА).

На седьмом этапе следует проанализировать показатели эффективности, такие как: оборачиваемость различных видов запасов и затрат, оценить тенденции изменения продолжительности операционного и финансового цикла, производительности использования, рентабельности различных видов затрат. При этом использование только финансовых показателей нежелательно, ввиду того что они менее точны и подвержены влиянию инфляции, диспаритета цен на различные элементы затрат и реализацию продукции, работ, услуг. Но в то же время использование финансовых показателей в оценке позволяет проводить разного рода сопоставления, а также суммировать результаты влияния различных факторов. Завершить процесс анализа можно проверкой сбалансированности затрат и результатов по бизнес-процессам с целью выявления негативных процессов в управлении какими-либо участками бизнеса.