Механизмы государственного управления

Положения государственной транспортной политики реализуются с помощью механизмов государственного управления транспортом. Такими механизмами являются:

— разработка и реализация государственных программ развития транспортной системы, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, повышение безопасности и экологичность транспортной деятельности, инновационное развитие и другие стратегические цели. При реализации таких программ государственное финансирование из бюджетов различных уровней может сочетаться с привлечением средств бизнеса, в том числе на основе государственно-частного партнерства (см. параграф 7.3);

— совершенствование структуры транспортной отрасли. В частности, может проводиться приватизация государственных транспортных предприятий, изменение правового статуса транспортных операторов, создание или ликвидация регулирующих органов и т.д. Примером подобных структурных преобразований является масштабное реформирование железнодорожного транспорта, которое с конца XX в. ведется в десятках стран мира;

— разработка системы экономических, технических, экологических и иных требований к организациям, осуществляющим транспортную деятельность, и обеспечение их соблюдения как при допуске в транспортный бизнес, так и в текущей деятельности транспорта. Основным инструментом, применяемым для этого в мировой практике, является лицензирование транспортных операторов;

- регулирование конкуренции транспортных операторов: недопущение демпинга, неоправданной дискриминации пользователей услуг, vendor lock-in1, рыночных сговоров, недобросовестной конкуренции;

- регулирование деятельности естественных транспортных монополий;

- регулирование тарифов на услуги транспортных операторов. Общей мировой тенденцией является переход к применению свободных транспортных тарифов при всемерном развитии конкуренции на транспорте, но необходимость в тарифном регулировании все еще сохраняется, прежде всего — в отношении субъектов транспортных монополий;

- государственная поддержка отдельных транспортных операторов или потребителей. Необходимость в такой поддержке возникает, когда рыночные факторы не способны обеспечить достаточного предложения необходимых с социально-экономической точки зрения транспортных услуг. Примером является транспортное обслуживание отдаленных малонаселенных территорий, где платежеспособный спрос на транспортные услуги недостаточен для рентабельной работы перевозчиков. Государственная поддержка в подобных случаях может предоставляться в форме целевого субсидирования операторов, введения налоговых преференций или выплаты соответствующих компенсаций пользователям;

— создание системы мониторинга транспортной деятельности, контроля и надзора на транспорте.

Механизмы государственного управления реализуются на основе соответствующих нормативных правовых актов, система которых постоянно совершенствуется с учетом текущего состояния экономики, а также приоритетов государственной транспортной политики.

Государственное управление транспортом осуществляется уполномоченными на это органами. В большинстве стран для этой цели в системе исполнительной власти создается единое министерство транспорта. В структуре транспортных министерств обычно действуют:

- функциональные подразделения, задачами которых являются выработка положений транспортной политики и общее руководство ее реализацией, определение пропорций бюджета транспортной отрасли, разработка и управление реализацией общетранспортных программ, координация развития отдельных видов транспорта, взаимодействие с органами управления других отраслей экономики и т.п.;

— отраслевые подразделения, которые осуществляют реализацию функций государственного управления на отдельных видах транспорта с учетом их особенностей.

В системе министерства транспорта могут также создаваться подведомственные ему агентства или иные структуры, выполняющие особые функции (надзор и контроль, допуск к осуществлению транспортной деятельности и т.п.).

В странах федеративного устройства могут создаваться органы управления транспортом отдельных субъектов федеративного государства. В своей деятельности они не подчиняются федеральному транспортному министерству, а взаимодействуют с ним в рамках установленного конституцией страны распределения полномочий между уровнями государственного управления.