Виды и формы конкуренции в бизнес-среде

Монополия в любой ее форме есть налогообложение усердия ради поддержки лености, если не грабежа.

Д. Милль

Проявление конкуренции многообразно. На рис. 1.2 представлена классификация основных видов конкуренции.

По типам рынков различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция (свободная конкуренция) осуществляется в условиях свободного рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом спроса и предложения. Свободный рынок имеет такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

К признакам совершенной конкуренции относятся: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров). В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной.

Формами несовершенной конкуренции выступают монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка. Признаками несовершенной конкуренции являются:

• демпинговые цены (цены ниже себестоимости);

• создание входных барьеров на рынок для товаров;

• ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам);

• использование или разглашение конфиденциальной информации;

• распространение ложных сведений в рекламной или иной информации относительно способа и места изготовления или количества товаров;

• замалчивание важной для потребителя информации.

Монополистическая конкуренция предполагает конкуренцию среди множества продавцов на рынке, стремящихся продать дифференцированные продукты. Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее.

Рис. 1.2. Классификация видов конкуренции

• Товар фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.

• На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

• Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую цену установить на свои товары, или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.

• На рынке есть условия для входа и выхода.

Монополия – исключительное право на что-либо. Монополия как форма несовершенной конкуренции:

• предполагает исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству;

• возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства и преследует цель извлечение сверхвысокой прибыли;

• обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

• подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.

Основные признаки монополии: единственный продавец; отсутствие близких продуктов-заменителей; диктуемая цена.

Следует отличать естественную монополию, т.е. структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, водоснабжение и др.

Олигополия – форма несовершенной конкуренции, при которой в каждой отрасли хозяйства конкурируют несколько фирм. Как правило, насчитывается от трех и более участников конкуренции. Частным случаем олигополии выступает дуополия, когда на рынке два конкурента. При олигополии наблюдаются высокий уровень контроля над ценой и входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

Виды и формы несовершенной конкуренции тесно связаны с соблюдением этических норм в бизнесе. В этой связи выделяют добросовестную и недобросовестную конкуренции.

Недобросовестная конкуренция – нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. Статья 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ΦЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.)

"О защите конкуренции" трактует это понятие как "любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации".

К недобросовестной конкуренции в соответствии с указанным законом относят:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

• продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

• получение, использование, разглашение научно- технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Ценовая конкуренция предполагает соперничество между организациями посредством снижения цен на выпускаемую продукцию без изменения ее потребительских свойств. Ценовая конкуренция имеет многоцелевое назначение: низкая цена может служить инструментом проникновения на новые рынки; может использоваться фирмой как барьер против выхода на рынок конкурентов. В ряде случаев фирмы проводят снижение цен как ответ на действия конкурентов. В конечном счете ценовая конкуренция направлена на повышение конкурентоспособности товара на рынке, т.е. цена выступает составляющим элементом конкурентоспособности товара. Причем следует отметить, что покупателя интересуют полные затраты на приобретение и эксплуатацию (или потребление) данного изделия.

Однако существует ряд товаров, конкуренция на которые возможна и необходима лишь в мирное для страны время.

К таким товарам, например, относятся хлеб, топливо, питьевая вода и др.

Иллюстрация

Дореволюционная Россия считалась хлебной державой. Отечественная пшеница славилась на мировых рынках. В середине XIX в. на долю России приходилось 20% мирового производства пшеницы, 60% ржи, 30% ячменя и 25% овса. К концу XIX в. поставки из России покрывали почти 60% продуктового импорта Западной Европы.

Цена на хлеб рассматривается как показатель доступности продукта широким слоям населения. В 1913 г. килограммовая буханка пшеничного хлеба в Петербурге стоила 12 коп., в Москве – 14 коп. Килограмм черного ржаного хлеба в Петербурге продавался за 9 коп., в Москве – за 7,8 коп., при этом дневной заработок чернорабочего в Петербурге составлял 1 руб. 24 коп., в Москве – 1 руб. 10 коп. Кузнец получал 1 руб. 44 коп. в день в Москве и 2 руб. 26 коп. – в Петербурге, слесарь – 2 руб. 63 коп. и 2 руб. 21 коп. в Петербурге и Москве соответственно.

25 марта 1917 г. в стране введен Закон об установлении государственной монополии на торговлю хлебом, который продолжал действовать и после Октябрьской революции. Все зерно, за исключением минимума для прокорма семьи, крестьяне были вынуждены сдавать государству по твердой цене. Посевные площади стали сокращаться, а крестьяне старались часть зерна сокрыть. В стране начались проблемы с продовольствием, были установлены нормы хлебного пайка населению. Так, например, в январе 1918 г. хлебный паек в Петрограде составлял 100 г, в Калуге – 125 г. В марте 1918 г. был введен режим продовольственной диктатуры. Частную торговлю хлебом запретили. Спекулянтам объявили войну. В деревнях "излишки" хлеба изымали вооруженные рабочие отряды. В поддержку им в стране была создана специальная продовольственная армия (40 тыс. человек на конец 1918 г.).

В Петрограде на треть сократился хлебный паек для рабочих, и 28 февраля 1921 г. в городе начались волнения, которые перебросились в Кронштадт. Кульминацией недовольства экономической политикой большевиков было восстание моряков в Кронштадте в феврале–марте 1921 г.

Источник: Косован А. П. О хлебе насущном замолвите слово... // Стандарты и качество. 2007. № 3. С. 17-18.

Неценовая конкуренция осуществляется за счет повышения качества товара (услуги), уровня сервисного обслуживания покупателей, а также расширения ассортимента выпускаемых товаров. То есть неценовая конкуренция базируется на отличительных особенностях товаров по сравнению с конкурентами. Эти отличительные особенности могут быть непосредственно связаны с качеством продукции, условиями предложения товара на рынке, фирмой – производителем данного товара (конкурентоспособностью фирмы), конкурентными преимуществами отрасли (конкурентоспособностью отрасли), конкурентными преимуществами региона, территории (конкурентоспособностью региона, территории) и даже со страной, в которой изготовлен данный товар (конкурентоспособностью страны).

По товарным признакам различают предметную и функциональную конкуренции. Предметная конкуренция предполагает конкурентную борьбу между товарами-аналогами, предназначенными для удовлетворения одной и той же потребности, но различающимися по цене и уровню качества. В основе этой формы конкуренции лежит явление дифференциации продукции. В частности, фирмы-изготовители стремятся каждый из выпускаемых предметов потребления поставить на рынки в разных вариантах исполнения, основываясь на вкусах, запросах и финансовых возможностях потребителей. Следует отметить, что дифференциация охватывает не только продукцию потребительского назначения, но и средства производства, что достигается углублением специализации, повышением доли мелкосерийного производства.

При функциональной конкуренции в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности. В данном случае речь вдет о взаимозаменяемых товарах, которые могут быть функционально однородными, т.е. функциональная конкуренция предполагает конкуренцию между товарами, предназначенными для выполнения определенных работ или получения определенного потребительского эффекта, или функционально разнородными, предназначенными для выполнения различных работ или получения различных потребительских эффектов, но способными заменять друг друга в отдельных областях применения. Кроме того, при снижении платежеспособного спроса покупателей и высоких ценах конкуренция может возникнуть среди функционально разнородных товаров, не являющихся взаимозаменяемыми, что связано с желанием потребителя максимизировать полезность при ограниченном доходе. Последняя разновидность функциональной конкуренции наблюдается на российском рынке товаров и услуг.

Целенаправленная конкуренция предполагает проведение предварительной работы перед непосредственным включением в конкурентную борьбу, определение стратегии и тактического плана мероприятий против конкурента, вариантов допустимого маневрирования, а также активное использование разнообразных аналитических материалов, в том числе оценки конкурентной среды.

Хаотическая конкуренция случается, когда соперник не подготовлен к борьбе. Его действия носят сумбурный характер, отличаются бессистемностью и несогласованностью. В результате теряется инициатива и упускается время, складываются предпосылки для серьезных уступок на рынке вплоть до значительной или полной потери конкурентных позиций и доли рынка.

Временная конкуренция проявляется от случая к случаю, обычно под влиянием сезонных особенностей спроса. Постоянная – непрекращающаяся конкуренция, при которой интенсивность соперничества со временем может меняться. При такой конкуренции различают фазу активности, фазу ожидания, фазу покоя, фазу столкновения и др.

Реальная конкуренция вызвана действительными событиями и конкурентными действиями, происходящими на рынке. Мнимая конкуренция предполагает имитацию каких-либо действий без применения реальных, практических шагов в направлении потенциальных конкурентов. Часто мнимая конкуренция используется как фальстарт в целях спугнуть, вынудить к действиям потенциального конкурента, спровоцировать его на начальные действия, позволяющие оценить реальные конкурентные возможности. Мнимая конкуренция создает прикрытие для начала конкуренции реальной.

Монопрофильная (одновидовая) конкуренция проявляется только по одному виду услуг или товаров. Полипрофилъная предполагает конкуренцию по нескольким товарам или услугам, по нескольким направлениям деятельности.

Внутрифирменная конкуренция предполагает конкуренцию между дочерними компаниями, филиалами фирмы, структурными подразделениями, работниками. Внутриотраслевая конкуренция проявляется преимущественно в рамках одной отрасли либо между участниками одной группы, союза, объединения или ассоциации. Межотраслевая конкуренция проявляется между отраслями экономики, хозяйственными субъектами как представителями разных отраслей. Например, конкуренция РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России", банков и небанковских кредитно-инвестиционных структур, банков и страховых компаний и т.д.

Региональная конкуренция – соперничество в рамках одного региона; межрегиональная конкуренция – в рамках нескольких регионов. Компании могут соперничать в своем или чужом регионе, на нейтральной территории, в регионе, где интересы конкурентов присутствуют или отсутствуют, в регионе, где интересы конкурентов различны или даже противоположны. Национальная конкуренция предполагает конкуренцию компаний на внутреннем рынке страны, глобальная конкуренция носит международный характер и предполагает конкуренцию в мировом экономическом пространстве.