Критическая оценка экспортно ориентированных моделей

Основным преимуществом экспортно ориентированной модели является ее трактовка региона как малой экономической системы, в которой экспорт (т.е. вывоз за пределы региона) играет основную роль в совокупном спросе, а роль самостоятельных инвестиций мала. Также эта модель делает важный акцент на значимости производственной специализации для развития региона и в то же время на опасности, связанной со специализацией (в случае резкого падения спроса на экспортируемую продукцию).

К недостаткам модели можно отнести следующие ее особенности.

Во-первых, модель не объясняет причины возникновения определенной специализации региона и его производственной структуры. Модель говорит о различиях между регионами на основе их различных склонностей к потреблению и импорту и масштабах экспорта, однако сами значения этих переменных не объясняются. Таким образом, модель подходит для регионов с исторически сложившейся специализацией по производству определенных промышленных товаров (так называемые рикардианские товары), или товаров, связанных с доступностью определенных природных ресурсов. Соответственно, динамика местного предложения в модели игнорируется.

Во-вторых, модель предполагает, что эффект экспортного мультипликатора на уровень доходов одинаков вне зависимости от типа экспортируемого товара, хотя это не так. Отдельно взятая отрасль способна порождать мультипликатор большей или меньшей величины в зависимости от того, идет ли удовлетворение спроса отрасли на промежуточные товары за счет местного производства или за счет импорта. В качестве примера можно привести исследования Ченери 1950-х гг., которые показали, что в результате масштабных государственных капиталовложений в южные итальянские провинции Меззоджиорно выиграли в основном более индустриально развитые северные провинции Италии, так как расположенные на севере компании получили основные заказы на поставки оборудования и выполнение работ.

В-третьих, считается, что объем выпуска можно наращивать безболезненно при росте спроса на экспортируемый товар, однако на практике это часто невозможно из-за факторных ограничений (отсутствия работников нужной квалификации, незагруженных мощностей и нр.), что приводит скорее к росту цен, нежели к росту выпуска.

В-четвертых, модель предполагает постоянство мультипликатора во времени. Модель не учитывает тенденции к импортозамещению и переходу к производству товаров с большей добавленной стоимостью в долгосрочной перспективе. Также она не учитывает влияние сектора услуг на базовый сектор, хотя качество местных финансовых, маркетинговых и управленческих услуг существенно влияет на производительность базового сектора.

В-пятых, дополнительные вливания могут не дать роста, так как рост спроса вызовет рост цен или производства в других регионах. К тому же не принимается во внимание эффект межрегиональной обратной связи: увеличение импорта одного региона приводит к росту экспорта другого региона.

В-шестых, слабо учитывается проявление эффекта мультипликатора во времени.

В-седьмых, не рассматривается способность экономики региона предоставить ресурсы для растущих фирм. Так, исследования показали, что компании, инвестировавшие в Западный Мидленд в Англии, только 20% ресурсов закупили внутри региона, а в Уэльсе тот же показатель был равен 14%.

В-восьмых, не учитывается влияние монетарных факторов. В то же время эти факторы влияют на региональный экономический рост через ставку процента и его доступность. Причем в банковском секторе имеются явные региональные различия: чем дальше регион от основных финансовых центров, тем дороже и менее доступен кредит.