Коррекционная программа по результатам тестирования штур

Авторы ШТУР предложили свою специальную программу, предназначенную для улучшения результатов тестирования. Заниматься коррекцией вполне под силу как учителям в спецгруппах детей под руководством психолога, так и родителям (если позволяет образование) в домашней обстановке.

Коррекционная программа I

Для развития активного словаря предлагается проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций.

Выбор словесных ассоциаций не ограничивается. Учитель называет слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией (можно называть существительные, глаголы, прилагательные). Например: стол — комната, качается, большой; пруд — рыба, кататься на лодке, глубокий.

Задание 1

1. Программа —

2. Взаимоотношение -

3. Характеристика —

4. Самообразование —

5. Век -

6. Верхолаз —

7. Полководец —

8. Космос —

9. Гласность —

10. Истоки —

11. Согласие —

12. Государство —

13. Граница —

14. Перестройка —

15. Великодушие —

16. Скульптор —

17. Вещь —

18. Виртуоз —

19. Чуткость —

20. Дальновидность —

21. Восток —

22. Фантазия —

23. Происхождение —

24.Группа —

25. Свобода —

26. Успех —

27. Симпатия —

28. Дежурство —

29. Тиран —

30. Спор -

31. Эгоизм —

32. Слава —

33. Чтение —

34. Характер —

35. Разоружение —

36. Честь —

37. Демонстрация

38. Талант —

39. Определение —

40. Достоинство —

41. Политика —

42. Дефект —

43. Доблесть —

44. Путь —

45. Уважение —

46. Праздник —

47. Словарь —

48. Иностранец —

49. Слово —

50. Ситуация —

Задание 2

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное учителем, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только нарицательные существительные. Например: стол — тарелка; пруд — вода.

1.

Школа —

26. Письмо —

2.

Народ —

27. Река —

3.

Буква —

28. Газета —

4.

Количество —

29. Телефон —

5.

Семья —

30. Время —

6.

Ученик —

31. Специалист —

7.

Наука —

32. Литература —

8.

Путешествие —

33. Мысли —

9.

Этаж —

34. Пролетариат —

10

Люстра —

35. Популярность —

11

Пакет —

36. Страница —

12

Геометрия —

37. Власть —

13

Врач —

38. Спорт -

14

Митинг —

39. Демократия —

15

Поезд —

40. Секрет —

16

Журнал —

41. Удача —

17

Машина —

42. Картина —

18

Театр —

43. Правительство —

19

Общество —

44. Гастроли —

20

Радио —

45.Рекомендация

21

Эпоха —

46. Континент —

22

Культура —

47. Порядок —

23

Техника —

48. Реальность —

24

11оэт —

49. Диплом —

25

История —

50. Учитель —

Задание 3

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово произнесенное учителем, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. Например: стол — круглый; пруд — большой.

1. Список —

26. Действие —

2. Звезда —

27. Дефицит —

3. Кругозор —

28. Шрифт -

4. Лекция —

29. Аргумент —

5. Дом —

30. Начало —

6. Критика —

31. Человек —

7. Закон —

32. Случай —

8. Пища —

33. Революционер —

9. Книга —

34. Воздух —

0. Счастье

35. Голос —

11. Интерес —

36. Содружество —

12. Страна —

37. Депутат —

13. Жизнь -

38.Группировка —

14. Библиотека —

39. Делец —

15. Собака —

40. Подробность —

16. Убеждение —

41. Емкость —

17. Пример —

42. Будни —

18. Воспитание —

43. Возражение —

19. Музей -

44. Год —

20. Приказ —

45. Восторг —

21. Физика —

46. Дипломат —

22. Город -

47. Энтузиазм —

23. Принцип —

48. Аромат —

24. Группа —

49. Мышление —

25. Воззвание —

50. Эффективность -

Задание 4

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное учителем, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. Например: стол — стоит: пруд — блестит.

1.

Фонарь —

5.

Деньги —

2.

Соловей —

6.

Корабль —

3.

Растение —

7.

Мемуары —

4.

Одежда —

8.

Командир —

9.

Подвиг —

30. Гипотеза —

10.

Публика —

31. Ошибка —

11.

Ухабы —

32. Стекло

12.

Контракт —

33. Знание —

13.

Самолет —

34. Импорт —

14.

Профессия —

35. Линия —

15.

Капитал —

36. Беседа —

16.

Диктант —

37. Глаз —

17.

Мебель —

38. Металл —

18.

Сутки —

39. Катастрофа —

19.

Порядок —

40. Гром —

20.

Живопись —

41. Треугольник —

21.

Симптом —

42. Канал —

22.

Диалог

43. Радость —

23.

Лифт —

44. Микроскоп —

24.

Стихи —

45. Сказка —

23.

Лед-

46. Ярмарка —

26.

Правда —

47. Скульптура —

27.

Агрессия —

48. Правило —

28.

Мнение —

49. Урок -

29.

Каникулы —

50. Комедия —

В дальнейшем инструкции можно изменить — в качестве ассоциативного слова предложить использовать:

Вариант I — в задании 1 — существительные;

в задании 2 — прилагательные; в задании 3 — глаголы;

в задании 4 — любые свободные ассоциации.

Вариант II — в задании 1 — прилагательные;

в задании 2 — глаголы;

в задании 3 — свободные ассоциации;

в задании 4 — существительные.

Вариант III — в задании 1 — глаголы;

в задании 2 — свободные ассоциации;

в задании 3 — существительные;

в задании 4 — прилагательные.

В случае необходимости спустя какое-то время (примерно через два месяца) можно повторить тренировки. Кроме того, учитель может менять круг понятий, вводить по своему усмотрению такие, которые наиболее соответствуют школьной или какой-либо иной тематике.