Виды финансовых планов некоммерческих организаций

Виды финансовых планов некоммерческих организаций в целом аналогичны коммерческим организациям, однако в силу того что целью деятельности некоммерческих организаций не является извлечение и максимизация прибыли, то в планировании могут вообще отсутствовать такие финансовые показатели, как прибыль, рентабельность. Поэтому план по прибыли так же, как правило, отсутствует. Основным для некоммерческих организаций является именно финансовый план.

Большинство некоммерческих организаций сами регламентируют, разрабатывают и утверждают виды финансового плана.

Финансовый план обеспечивает сопоставимость натуральных и стоимостных показателей деятельности некоммерческой организации, обеспечивает сбалансированность входящих и исходящих денежных потоков (притоков и оттоков) как по объему, так и во времени. При этом финансовый план некоммерческой организации должен учитывать не только деятельность в целом, но и обеспечивать реализуемость отдельных программ, проектов.

Финансовый план должен состоят из двух частей: доходной и расходной.

В доходной части находят отражение все доходы некоммерческой организации за определенный период времени. При этом большое значение имеет отражение дифференцированно по отдельным программам и проектам средств, поступающих на условиях целевого финансирования (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Пример формирования доходной части финансового плана некоммерческой организации, руб.

п/п

Доходы

Программа 1

Программа 2

Проект "Дети"

Прочие поступления

Всего поступило средств

1.

Вступительные

взносы

-

-

-

40 000

40 000

2.

Членские взносы

-

-

-

150 000

150 000

3.

Добровольные пожертвования от юридических лиц

75 000

50 000

45 000

30 000

200 000

4.

Добровольные пожертвования от физических лиц

25 000

20 000

15 000

15 000

75 000

5.

Доходы от предпринимательской деятельности

10 000

15 000

50 000

75 000

Итого:

110 000

85 000

60 000

285 000

540 000

В расходной части финансового плана находят отражение все расходы некоммерческой организации, которые также должны быть дифференцированы относительно программ и проектов, в том числе должны быть соблюдены требования по использования финансовых ресурсов, предоставленных на условиях целевого финансирования.

В части формирования расходной части финансового плана некоммерческой организации должны быть учтены характерные особенности формирования ее расходов. Для формирования обоснованного финансового плана формирование сто расходной части должно вестись с учетом того, что в структуре затрат некоммерческой организации могут быть выделены:

– фиксированные затраты, которые нс зависят от масштабов се деятельности (коммунальные услуги, затраты на связь, оплата труда административного персонала);

– затраты, которые носят переменный характер и зависят от масштабов ее деятельности (сдельная оплата труда, приобретение товаров, объем затрат, на которые изменяется прямо пропорционально изменению масштабам деятельности некоммерческой организации);

– затраты, которые могут меняться скачкообразно в зависимости от расширения или сворачивания деятельности некоммерческой организации.

Виды финансового плана, составляемого некоммерческими организациями:

– баланс;

– смета;

– план финансово-хозяйственной деятельности.

Распространенным видом финансового плана является баланс. Баланс включает в себя информацию о формируемых из всех доступных источников финансовых ресурсах некоммерческой организации, а также о направлениях их распределения па определенный период времени. Баланс может формироваться на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

Также некоммерческие организации широко используют в своей деятельности такой вид финансового плана, как смета.

Смета представляет собой документированный финансовый план поступления и расходования денежных средств для финансового обеспечения некоммерческой организации[1].

Составляется смета на отдельный проект или программу.

План финансово-хозяйственной деятельности может составляться некоммерческими организациями по всем направлениям уставной деятельности, т.е. по основной и деятельности, приносящей доход.

Однако есть некоммерческие организации, вид финансового плана которых определен законодательством РФ. Это государственные (муниципальные) учреждения.

Бюджетные и автономные учреждения должны формировать план финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".

План финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений должен состоять из трех частей: заголовочной, содержательной и оформляющей.

В заголовочной части указываются наличие грифа утверждения, наименование документа, дата его составления, наименование учреждения, его составлявшего и сто реквизиты, а также финансовый год (или финансовый год и плановый период), на который план финансово-хозяйственной деятельности составлен.

В содержательной части указываются цель и виды деятельности учреждения, балансовая стоимость его недвижимого имущества, а также:

– показатели финансового состояния учреждения, в том числе финансовые и нефинансовые активы, а также обязательства;

– плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения, его публичные обязательства.

Оформляющая часть содержит подписи лиц, утверждающих план и ответственных за сведения, в нем содержащиеся.

Казенное учреждение получает финансовое обеспечение своей деятельности за счет бюджетных средств и должно составлять финансовый план в виде бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ).

Составление бюджетной сметы регламентируется приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений".

Казенное учреждение сначала составляет проект бюджетной сметы и согласовывает его с руководителем главного распорядителя средств бюджета или в установленном им порядке (если учреждение не является главным распорядителем средств бюджета), затем утверждает смету, а при ее исполнении может вносить согласованные с главным распорядителем средств бюджета изменения. В бюджетной смете отражаются сведения о получателе бюджетных средств, главном распорядителе и распорядителе бюджетных средств, наименование бюджета и единицы измерения (национальная или иностранная валюта). Каждый показатель сметы указывается в разрезе кодов классификации расходов бюджета бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).