Лекция 3. Информационное обеспечение финансового управления

Финансовое управление на предприятии может быть эффективным только в том случае, если субъекты управления будут иметь четкое представление о средствах и обязательствах предприятия, о выручке и затратах, прибылях и налогах, фондах и ресурсах. Финансовая информация, отражающая деятельность предприятия, представляет собой сведения о движении денежных средств, выстроенных в определенную систему показателей. Такая система показателей пользуется как внешними, так и внутренними данными в процессе финансового анализа, планирования, принятия решений по различным направлениям деятельности. Финансовые отчеты несут только ту информацию, которая пригодна для денежного измерения. Свойство измеримости и соизмеримости обеспечивается благодаря общей стоимостной единице - деньгам, позволяющим суммировать и комбинировать получаемые сведения, воссоздавать и анализировать события, которые отражают финансовые показатели.

Финансовые и другие показатели, получаемые на основе бухгалтерского учета, представляют собой измеряемые показатели деятельности предприятия. Однако не все характеристики хозяйственной деятельности могут быть выражены в денежных единицах. Это относится к ассортименту продукции, эффективности использования основных фондов, кадровому потенциалу, маркетинговым исследованиям и т.п. Возникающее некоторое несоответствие нивелируется способностью управленческого учета отражать не только стоимостные, денежные, но и натуральные показатели. Периодичность представления сведений в этом случае подчинена исключительно потребностям принятия оперативных управленческих решений, а содержательная часть управленческого учета представляет собой коммерческую тайну и предназначена только для внутреннего пользования. Умение читать, понимать и истолковывать финансовую отчетность и сопутствующую информацию позволяет реконструировать хозяйственные операции в прошлом и на этом основании выстраивать прогнозы и варианты возможных финансовых решений. Таким образом, финансовый анализ выступает одним из важнейших конструктивных элементов финансового менеджмента, а его результаты являются основанием для принятия того или иного финансового решения.

Внутренние источники информации основываются на бухгалтерской отчетности, т.е. на такой информационной модели предприятия, которая благодаря своей унифицированности, общим стандартам может широко применяться для оценки имущественного и финансового положения предприятия. Как правило, частота получения такой информации невысока и связана с подготовкой квартальной или годовой отчетности. Финансовое состояние в этом случае оценивается но показателям, характеризующим основные финансовые результаты хозяйствования, изменение активов, состав и структуру капитала. Оценка финансовой результативности складывается из показателей прибыли, полученной от операционной деятельности, внереализационных результатов, реализации имущества и т.п. Общий итог - полученная предприятием прибыль или убыток за тот или иной период.

Изменение состава и структуры активов характеризуют показатели, отражающие состояние внеоборотных активов, производственных запасов и незавершенного производства, готовой продукции, средств в расчетах и денежных средств. Долгосрочные пассивы, собственные и приравненные к ним средства, другие показатели источников и обязательств предприятия дают представление о динамике капитала. Сложность использования названной информации в финансовом управлении объясняется обязательностью ежеквартального представления баланса предприятия, отчета о финансовых результатах и других форм.

Финансовая информация о деятельности предприятия содержится не только в отчетных формах, разрабатываемых с установленной периодичностью. Она есть и в оперативных сведениях о состоянии банковских счетов, плановых и фактических данных об объемах производства, отгрузки и продаж, ежедневных изменениях дебиторской и кредиторской задолженности, размеров (в денежном выражении) производимых закупок сырья, материалов и других материальных ценностей, динамике производственных запасов и т.п.

Потребители финансовой информации о деятельности предприятия, решая свойственные им задачи, могут прибегать к различным источникам ее получения, причем полнота сведений будет определяться спецификой функций каждого из них но отношению к хозяйствующему субъекту. Для финансового менеджера информация должна быть вседоступной и полной. Для контрагента (предприятия-поставщика) главной является информация о платежеспособности. Кредиторов прежде всего интересуют кредитоспособность заемщика, перспективы возврата предоставленных средств. Инвесторы заинтересованы в информации, характеризующей предприятие как объект надежного размещения средств, способный реализовать предложенную инвестиционную программу. Для собственников предприятия в первую очередь будет интересна оценка рентабельности, прибыльности, а также уровень риска утраты капитала. Способность предприятия обеспечивать устойчивое развитие, получение большей прибыли в будущем - интерес, объединяющий всех потенциальных пользователей информации о финансовых результатах и финансовом состоянии.