Государственное регулирование и саморегулирование биржевой торговли

Роль государства в регулировании биржевой деятельности в России довольно значительна. Согласно ст. 25 Закона об организованных торгах регулирование деятельности по проведению организованных торгов осуществляется ЦБ РФ.

Руководствуясь в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, ведомственными нормативными актами, ЦБ РФ:

– осуществляет регулирование деятельности по проведению организованных торгов, в том числе принимает нормативные акты, регулирующие деятельность по проведению организованных торгов;

– обеспечивает проведение единой государственной политики в области проведения организованных торгов;

– устанавливает требования к порядку проведения организованных торгов и порядок ведения реестров участников торгов и их клиентов, реестров заявок и реестров договоров, заключенных на организованных торгах, требования к порядку и срокам предоставления выписок из указанных реестров;

– осуществляет регистрацию правил организованных торгов и иных документов организаторов торговли, а также лицензирование бирж и торговых систем;

– устанавливает ограничения на товары, в отношении которых могут заключаться договоры на организованных торгах, требования, соблюдение которых является условием допуска товаров к организованным торгам, а также требования к осуществлению организаторами торговли внутреннего контроля;

– определяет правила, состав, порядок и сроки раскрытия (предоставления) информации организаторами торговли;

– устанавливает квалификационные требования и требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих организованные торги;

– осуществляет проверки деятельности организаторов торговли в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ;

– осуществляет иные функции, предусмотренные Законом об организованных торгах и иными федеральными законами.

При осуществлении контроля за организаторами торговли ЦБ РФ вправе:

– не чаще одного раза в год проводить плановые проверки;

– проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков нарушений, в том числе на основании жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;

– получать от организаторов торговли и их работников необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами, объяснения в письменной или устной форме;

– обращаться в установленном законодательством РФ порядке в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

При осуществлении контроля за организаторами торговли служащие ЦБ РФ в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения Председателя ЦБ РФ (его заместителя) о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в помещения организаторов торговли, а также, если это необходимо для проведения проверки, в помещения других организаций, привлеченных организатором торговли для исполнения его обязательств по договору об оказании услуг по проведению организованных торгов, и (или) в помещения организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства, обеспечивающие фиксацию, обработку и хранение информации, связанной с проведением организованных торгов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанных документов и информации.

В случае выявления ЦБ РФ нарушений федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также в целях предотвращения таких нарушений ЦБ РФ вправе направлять предписания, обязательные для исполнения лицами, которым они адресованы, приостанавливать на срок до шести месяцев торги или полностью прекращать проведение организованных торгов.

Наряду с государственным регулированием в России исторически сложился принцип саморегулирования деятельности товарных бирж.

В соответствии с действующим законодательством товарные биржи работают в условиях отсутствия прямого государственного воздействия на ход биржевой торговли. На каждой бирже существуют определенные внутрибиржевые нормативные акты, на которых основывается биржевая деятельность конкретной биржи – учредительный договор, устав, правила биржевой торговли. Установлен общий запрет на вмешательство высших и местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность бирж (за исключением случаев нарушения ими законодательства), определены специальные гарантии самоуправления бирж. В частности, не допускается принятие органами власти и органами местного самоуправления решений, которые могут повлечь неисполнение и (или) причинение убытков сторонам по биржевым сделкам. Такие решения признаются незаконными и отменяются в судебном порядке. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица, действия (или бездействие) которых повлекли за собой неисполнение биржевых сделок, несут полную ответственность и возмещают нанесенные убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду) в полном объеме. Возмещение убытков производится из соответствующих бюджетов.