Формализация юрисдикционных действий. Виды протоколов, составляемых в юрисдикционном производстве

Осуществление установленных КоАП процессуальных действий оформляется соответствующим протоколом:

o об административном правонарушении;

o о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

o о взятии проб и образцов (ч. 3 ст. 26.5);

o о проведении осмотра места совершения нарушений Правил дорожного движения в случаях, предусмотренных ст. 12.24 и ч. 2 ст. 12.30 (см. ч. 1 ст. 28.1.1);

o о рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом (ст. 29.8).

Протокол об административном правонарушении не составляется в случае:

o возбуждения прокурором дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 ст. 28.4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела;

o назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ч. 1 ст. 28.6 КоАП), при совершении правонарушения в сфере благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Федерации, а также при совершении нарушений Правил дорожного движения в случае их электронной фиксации в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП.

Необходимой правовой предпосылкой для назначения административного наказания без составления протокола является совершение административного правонарушения, не представляющего значительной общественной опасности, за которое предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Составление протокола об административном правонарушении свидетельствует о возбуждении дела и представляет собой одно из начальных процессуальных действий, осуществляемых при производстве по делу, поэтому протокол составляется в отношении лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении должны быть отражены объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также показания потерпевшего и свидетелей. КоАП предусмотрено обязательное составление протокола о применении следующих мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или об осуществлении процессуальных действий, связанных с применением таких мер:

o задержания судна, доставленного в порт РФ (ч. 3 ст.27.131);

o административного задержания (ст. 27.4);

o осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ч. 4 ст. 27.8);

o отстранения от управления транспортным средством (ч. 3 ст. 27.12);

o медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 3 ст. 27.12);

o ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (ч. 4 ст. 27.14);

o временного запрета деятельности (ч. 3 ст. 27.16).

При применении других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (за исключением привода) должностное лицо вправе составить протокол об их применении или указать сведения о применении данных мер в протоколе об административном правонарушении либо в протоколе о применении соответствующей меры пресечения. К должностным лицам, уполномоченным составлять протокол, относятся должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП. При оценке административно-юрисдикционной деятельности указанных должностных лиц необходимо иметь в виду различия в содержании их процессуальных полномочий: должностные лица, составляющие протоколы об административных правонарушениях, как правило, не уполномочены рассматривать дело и выносить постановление о назначении административного наказания. Осуществление должностным лицом всех процессуальных действий возможно лишь в случае, когда при составлении протокола и опросе лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения, не выявлено признаков его вины, - в этих случаях должностное лицо выносит постановление о прекращении производства по делу.