Лекция 3. Элементы экономики транспортных систем

Жизнеспособность любого проекта или управленческого решения в логистике определяется, в конечном счете, его экономической целесообразностью.

Современный уровень транспортной техники позволяет обеспечить немедленную доставку любых товаров партиями любых размеров в любые географические пункты. Тем не менее на практике транспортное обеспечение логистических решений выглядит гораздо скромнее, будучи ограничено реальными экономическими возможностями потребителей транспортных услуг.

Затраты, связанные с транспортировкой, составляют основную часть логистических затрат. Поэтому тенденция к снижению удельных транспортных издержек, обусловленная совершенствованием технологий транспортировки, является, по мнению большинства исследователей, одной из главных причин неуклонного роста мировой торговли и экономической глобализации. Темпы этого снижения впечатляют: в последней декаде XX в. транспортные издержки мировой экономики составляли в среднем 3—4% стоимости мирового импорта, т.е. почти вдвое меньше, чем два десятилетия назад.

Транспортными издержками называются прямо или косвенно связанные с транспортировкой затраты, которые несут пользователи и производители транспортных услуг.

Управление издержками является одним из важнейших инструментов управления в транспортировке и в логистике вообще.

Любой новый транспортный продукт, предлагаемый на рынке, оказывается востребованным только в том случае, если он позволяет пользователям снизить суммарные логистические затраты. Эффективная тарифная политика транспортных предприятий строится на детальном знании структуры и уровня издержек. Анализ затрат лежит в основе принятия логистическими операторами решений относительно развития или модернизации корпоративных транспортных систем.

Сокращение транспортных издержек не только экономит общественные ресурсы и делает товары доступнее для потребителей. Удешевление транспортировки расширяет границы рынков и позволяет оптимизировать размещение производственных, складских и распределительных элементов глобальных цепей поставок. Уровень и структура транспортных издержек в значительной степени отражают развитие национальной экономики, оказывая влияние на международную конкурентоспособность производимых товаров, на развитие отдельных регионов страны, на территориальное размещение производства.

Согласно имеющимся оценкам, в настоящее время в России транспортные издержки составляют в среднем 15—20% стоимости производимой продукции против 7—8% в развитых странах. Одной из задач, поставленных в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, является снижение уровня транспортных издержек в цене конечной продукции па 30%.

Проектирование, планирование работы и эксплуатация транспортных систем любого типа неразрывно связаны с выполнением экономических оценок, имеющих различную направленность, основанных на разнообразных методических подходах и использующих различные исходные данные.

Назовем основные ситуации, требующие проведения оценочных расчетов.

Оценка результатов деятельности предприятия

Такая оценка выполняется для предприятия в целом или отдельных его структурных единиц, охватывает определенный календарный период и связана, как правило, с подготовкой обязательных бухгалтерских и финансовых отчетов. Оценка направлена, прежде всего, на анализ прибылей и убытков, при этом учитываются все общепроизводственные и непроизводственные издержки, распределяемые по соответствующим статьям затрат. Экономическая оценка различных видов деятельности, отдельных услуг или транспортных операций оказывается при этом затруднительной или невозможной, поэтому данные общей финансовой отчетности редко применяются при расчетах эффективности транспортного обеспечения логистики.