Документирование приема на работу

В зависимости от категории должностей и рабочих мест, на которые граждане принимаются для работы, отбор кандидатов и оформление приема на работу могут быть различными по составу процедур и формам документирования. По степени сложности мы выделяем:

– прием граждан на работу;

– прием на работу руководящего состава, специалистов, научных, научно-педагогических и некоторых других категорий работников;

– прием на работу лиц, функциональные обязанности которых будут связаны с владением конфиденциальной информацией.

Прием (документирование) граждан на работу

При приеме граждан на работу осуществляются следующие процедуры:

– обращение гражданина в кадровую службу но собственной инициативе или по направлению соответствующего учреждения, занимающегося трудоустройством;

– получение от гражданина необходимых документов и их изучение;

– собеседование, уточнение сведений, указанных в документах, заполнение личной карточки формы № Т-2;

– собеседование гражданина с руководителем структурного подразделения (цеха), прохождение инструктажей, при необходимости – медицинского осмотра и т.п.;

– составление, согласование и подписание трудового договора (контракта);

– выдача работнику экземпляра трудового договора;

– заполнение сотрудником службы персонала унифицированной формы приказа (распоряжения) о приеме на работу (форма № Т-1 или № Т-la) или электронного шаблона приказа, распечатка бумажного экземпляра приказа, визирование приказа, его подписание полномочным руководителем организации-работодателя;

– ознакомление работника с приказом; выдача по его просьбе заверенной копии приказа (распоряжения);

– информирование руководителя структурного подразделения о приеме на работу нового работника и дате начала работы;

– внесение фамилии работника в табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (формы № Т-12 или № Т-13);

– внесение фамилии работника в первичные учетные бухгалтерские документы;

– внесение соответствующей записи в трудовую книжку работника;

– выдача работнику удостоверения или пропуска для свободного доступа к рабочему месту.

При желании заключить трудовой договор гражданин предъявляет в кадровую службу трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу). При оформлении на работу по совместительству трудовая книжка нс предоставляется. Может быть потребована справка с постоянного места работы. Лицам, поступающим на работу впервые, трудовая книжка и страховое свидетельство оформляются работодателем.

Граждане, направленные службой трудоустройства (органом социального обеспечения, биржей труда, бюро занятости населения и т.п.) в счет лимита мест, выделенных этой службе, предоставляют в отдел кадров соответствующее направление. В других случаях направление может письменно не составляться, а быть выполнено по телефону.

Если работа, на которую претендует гражданин, требует специальных знаний, он предъявляет соответствующий документ об образовании или профессиональной подготовке (диплом, свидетельство, водительские права, аттестат, различные удостоверения и т.п.).

Работодателю запрещается требовать от гражданина какие-либо письменные справки, когда необходимые данные могут быть подтверждены предъявлением паспорта, трудовой книжки, свидетельства о рождении и других документов, удостоверяющих личность, гражданский статус и трудовую деятельность граждан.

Запрашивать медицинскую информацию о состоянии здоровья работника работодатель может только при определении возможности выполнения работником трудовых функций с учетом требований норм охраны труда и получения права на социальные пособия. При этом подобные сведения можно собирать с учетом норм законодательства и порядка обеспечения медицинской конфиденциальности. В случае медицинского обследования работника работодатель должен быть информирован только о тех выводах, которые относятся к вопросу возможности выполнения работником своей трудовой функции. Выводы не должны содержать сведений медицинского характера за исключением указаний на пригодность или медицинские противопоказания к предполагаемой работе.

Работник отдела кадров обязан тщательно проверить документы и убедиться в их подлинности и правильности оформления.