Договорные основания обеспечения осуществления международных перевозок

Международные перевозки осуществляются на договорной основе. Правовые отношения между перевозчиком, пассажиром, грузовладельцем (грузоотправителем, грузополучателем) возникают непосредственно из договора международной перевозки. В соответствии с этим договором перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира или груз по маршруту, связанному с пересечением государственной границы, в пункт назначения, а пассажир или грузоотправитель обязуется уплатить провозную плату.

Договорные отношения между перевозчиком, с одной стороны, и пассажиром или грузовладельцем – с другой, урегулированы нормами международного транспортного права, поэтому они носят обязательственно-правовую форму. Динамика этих отношений выражается в выполнении сторонами обязательств по осуществлению перевозки, которая, по сути, является составной частью международного рынка транспортных услуг. Одно из существенных условий конкурентоспособности каждой такой перевозки заключается в надлежащем исполнении сторонами договора своих обязательств. Гарантией тому служит имущественная ответственность, которую в соответствии с конвенциями и соглашениями, регулирующими международные перевозки, стороны берут на себя на договорной основе.

Международные транспортные источники выделяют два вида договора международной перевозки: договор международной перевозки пассажира и договор международной перевозки груза. В свою очередь каждый из них подразделяется на договоры международной перевозки соответствующим видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и речным.

При систематических международных воздушных перевозках практикуется заключение так называемых блок-чартеров. По этим договорам определенное количество мест на регулярном рейсе за плату изымается из общей продажи в пользу одного клиента. Этот клиент, получая исключительное право использовать указанные места, обычно бронирует их для перевозки туристов.

Договорам международной перевозки пассажиров и груза принадлежит ключевая роль в осуществлении международных перевозок. Вместе с тем существует значительная группа договоров, служащая обеспечению осуществления международных перевозок. К таким договорам, организационную функцию которых трудно переоценить, относится, в частности, генеральное соглашение, заключаемое в случаях, когда стороны выстраивают отношения по международным перевозкам на долгосрочной основе.

В целях оптимального использования транспортных средств в условиях постоянной их нехватки заключаются договоры арендного типа о предоставлении транспорта на определенное время для международных перевозок пассажиров и грузов. На железнодорожном транспорте такие договоры заключаются в целях использования вагонов из создаваемых общих парков грузовых железнодорожных вагонов.

На морском транспорте распространены договоры фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер) и без экипажа (бербоут-чартер) для перевозки как пассажиров, так и грузов, а также договоры лизинга морских судов, т.е. длительной их аренды. При осуществлении международных перевозок речным транспортом нередко заключаются договоры аренды судна.

К договорам, обслуживающим выполнение договоров международных перевозок, относятся также договоры агентского типа, позволяющие перевозчику привлекать агентов для выполнения отдельных его обязательств по международной перевозке. Так, в международных морских перевозках часто применяется договор морского агентирования, по которому морской агент от своего имени или от имени судовладельца обязуется совершать юридические и иные действия в определенном порту или на определенной территории. Такими действиями могут быть формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием его в порту и выходом из порта, оказанием помощи капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту. Это также оформление документов на груз, инкассация суммы фрахта, иных причитающихся судовладельцу сумм по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплата по распоряжению судовладельца и капитана судна сумм, подлежащих уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлечение грузов для линейных перевозок, осуществление сбора фрахта, экспедирование груза и др.

При осуществлении международных речных и морских перевозок обычно заключаются договоры о спасении судов и другого имущества, сопутствующие основным договорам перевозки. Их заключение имеет целью исключение или уменьшение имущественных потерь участников договорных перевозочных отношений в лице судовладельца и владельца имущества, находящегося на борту судна, в чрезвычайных ситуациях. Капитан судна имеет право заключать договоры о спасении для осуществления спасательных операций от имени судовладельца. Вместе с тем капитан судна или судовладелец вправе заключать такие договоры и от имени владельца имущества, находящегося на судне. Спасательными операциями являются любые действия или деятельность, предпринимаемые для оказания помощи судам или другому имуществу, находящемуся в любых судоходных или иных водах.

Существуют и другие виды договоров в сфере международных перевозок. В связи с тем что договоры международных перевозок пассажиров и грузов являются непосредственным правовым основанием осуществления международных перевозок, они рассматриваются в отдельных главах.