Бюджетный дефицит и профицит

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Как финансовое явление дефицит бюджета не представляет собой событие исключительной или чрезвычайной важности. В современном мире практически нет государств, которые не сталкивались бы с этим явлением. Наличие чрезвычайной ситуации и необходимость принятия особых мер для стабилизации бюджетного процесса определяются размерами бюджетного дефицита, условиями его возникновения. Мировой опыт свидетельствует, что предельно допустимый уровень бюджетного дефицита не может превышать 2-3% валового национального продукта. Причины возникновения бюджетного дефицита могут быть различны по своему качеству. Например, причины инвестиционного характера могут носить позитивный характер, так как недостаток финансовых ресурсов в настоящем будет компенсироваться экономическим эффектом в будущем. В целом причины возникновения бюджетного дефицита и соответственно его качество можно сгруппировать в следующем порядке:

(1) дефицит как следствие необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, совершенствование социальной сферы. В этом случае бюджетный дефицит как финансовое явление представляет собой не кризисное отражение общественных процессов, а государственное регулирование социально-экономической сферы, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства;

(2) дефицит как следствие кризисных явлений в экономике, которые сопровождаются, как правило, развалом финансово-кредитной системы, утерей контроля со стороны правительства над производственной и финансовой сферой. В этом случае бюджетный дефицит носит крайне отрицательный характер и требует принятия мер не только финансово-экономического характера, но и политического. Обычно такие процессы происходят на рубеже коренного изменения целей, функций и задач государства. Примером может служить Россия и страны бывшего социалистического лагеря, решившие отказаться от командно-административной системы управления экономикой в пользу рыночной. Стремительное внедрение рыночных форм хозяйствования оказалось несогласованным во времени с перестройкой систем собственности, финансов, налогов и пр.

(3) бюджетный дефицит как следствие чрезвычайных обстоятельств. Например, войны, революции, природные катаклизмы, техногенные катастрофы и т.п. Восстановление последствий перечисленных обстоятельств, как правило, требует значительных финансовых вложений.

В России бюджетный дефицит с начала и до середины 1990-х годов носил крайне негативный характер и стал следствием практически всех известных причин возникновения дефицита финансовых ресурсов государства. Следствием резкого увеличения дефицита бюджетной системы стало нарастание инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительством систематически использовалась денежно-кредитная эмиссия.

Предельный размер дефицита бюджетов различных уровней регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Размер дефицита бюджета не может превышать:

1) федеральный бюджет: размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета кредиты Центробанка и средства, полученные от приобретения им государственных ценных бумаг РФ при размещении последних;

2) региональные бюджеты: 15% утвержденного объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Этот показатель снижается до 10%, если в последние два года доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета региона. Кроме того, в таких регионах на основании соглашений с Минфином страды принимаются меры по повышению эффективности использования бюджетных средств, увеличению доходов; производятся внешние проверки с участием Счетной палаты РФ или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и др.;

3) местные бюджеты: 10% утвержденного объема доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При определенных условиях, как и в предыдущем случае, показатель может быть снижен до 5%, если доля межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ (за исключением субвенции) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов в течение двух последних лет. Здесь также применяются дополнительные меры по повышению эффективности расходования средств, контролю, но уже со стороны финансовых и исполнительных региональных органов.

Кредиты Центробанка, а также приобретение им государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Предельные объемы дефицита бюджетов разных уровней были изменены, в том числе в сторону ужесточения для региональных и местных бюджетов, в 2007 г. и действуют с 1 января 2008 г. В части федерального бюджета принятые изменения соответствуют практике формирования нефтегазового бюджета.

Профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами. В России профицит бюджета формируется с 2001 года. К мерам, сокращающим профицит, можно отнести следующие:

o сокращение привлечения доходов от продажи государственного имущества (для федерального бюджета - сокращение привлечения доходов от реализации государственных запасов и резервов);

o направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств, т.е. сокращение государственного долга;

o увеличение расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;

o корректировка налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Приведенный порядок использования бюджетного профицита был предусмотрен главой 12 БК РФ, которая была исключена из Кодекса еще в августе 2000 г.