БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ - ОСНОВА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Анализируя формирование бухгалтерско-аналитической школы в российской науке, прежде всего необходимо отметить, что ее основоположники рассматривали проблемы развития экономического анализа и укрепления средств финансового контроля как основу совершенствования не только учетного, но и всего управленческого процесса в субъектах хозяйствования разных уровней.

Особенностью современного этапа развития бухгалтерско-аналитической школы является приоритет пользования данными бухгалтерско-аналитической системы. В последних нормативных документах, регламентирующих основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности, подчеркивается, что основной их задачей является обеспечение качественной информации конкретных пользователей как внутри субъектов хозяйствования, так и внешних. Требования к качеству информационно-аналитического обеспечения, его прозрачности, достоверности и полноте становятся приоритетными в развитии всех направлений совершенствования бухгалтерского учета, анализа и финансового контроля.

Повышение информативности бухгалтерских учетных документов становится решающим в развитии всех видов учета и контроля. И это, естественно, предполагает усиление роли аналитических процедур при подготовке конкретных выводов и рекомендаций по реагированию на изменения, которые происходят в производстве, проведению соответствующих регулирующих и корректирующих воздействий.

Таким образом, сама природа бухгалтерско-финансовой службы приводит к тому, что необходимо обеспечить единство методологии всех составляющих учетно-аналитического процесса, включая все виды учета, экономического анализа и финансового контроля. Причем этот вопрос может быть поставлен существенно шире, так как все аспекты совершенствования бухгалтерско-аналитической и контрольной деятельности должны быть органически согласованы с корпоративными требованиями, что предполагает учет особенностей стратегии развития организации, ее организационно-производственной и организационно-управленческой структуры, а также корпоративной культуры.

Вместе с тем в последние годы в рамках этой триады - трех основных функций, которые, по существу, представляют собой суперфункции управления, так как они присутствуют на любом этапе развития управленческого цикла (от обоснования целей до подведения итогов оценки результатов реализации управленческих решений) и направлены прежде всего на информационную поддержку управленческих решений - многие позиции расходятся и не в достаточной мере органически увязываются. Это можно показать на нескольких примерах. В период становления рыночных отношений в России очень большое внимание уделялось совершенствованию финансового анализа и, в частности, развитию тех его элементов, которые определяют позиционирование субъектов хозяйствования на внешнем рынке, в определенной мере учитывают влияние внешней среды на функционирование субъектов хозяйствования. В связи с этим многие работы посвящены влиянию спроса на развитие субъектов хозяйствования, важности учета рисков, неустойчивости и неопределенности развития окружающей среды, а также необходимости маневра субъектов хозяйствования с учетом меняющейся конкурентной среды, в которой им приходится функционировать.

Существенно меньше внимания уделялось организации учета, анализу внутри компании, и прежде всего таким традиционным проблемам, как организация производства, взаимодействие и обеспечение синхронности в работе отдельных подразделений, т.е. вопросы производственного характера в некоторой мере отошли на задний план.

С выделением управленческого учета в самостоятельное направление акцент переместился на формирование ассортиментной линии, обеспечивающей наиболее высокий уровень рентабельности работы компании. Это, безусловно, имеет очень большое значение, и в условиях отсутствия дефицита и возможности своевременной реализации продукции построение такой ассортиментной линии, которая полностью соответствует спросу, является основополагающим.

Однако при этом не теряют значение традиционные направления учета и анализа, которые связаны с более четким определением расхода материалов и трудовых затрат на изготовление продукции. То есть по-прежнему актуальными остаются нормативный метод учета и соответственно те методы анализа, которые позволяют наиболее четко выявить резервы снижения себестоимости продукции за счет изменения прямых и переменных расходов. Им в последнее время уделяется существенно меньшее внимание, что, естественно, не может не сказаться на комплексности и всесторонней обоснованности рекомендаций, выводов и управленческих решений, которые менеджеры принимают в процессе управления производством.

В связи с этим многие специалисты в настоящее время все чаще ставят вопрос о необходимости постановки теоретико-методологических исследований в области развития учетно-аналитических и контрольных функций управления. Это обусловлено, во-первых, существенными изменениями в экономике, усложнением хозяйственных связей, повышением неопределенности и неустойчивости макросреды, глобализацией экономических проблем. Во-вторых, существенные изменения происходят в организационно-правовых формах, организационных структурах, активах и обязательствах коммерческих организаций, которые являются основным звеном российской экономики при установившихся рыночных отношениях. В-третьих, глубинные изменения в бизнес-процессах, структуре активов, скорости их обновления и характере использования потребовали новых подходов к их учету, оценке, анализу и контролю.

В период становления бухгалтерско-аналитической школы в первые годы централизованного управления многие крупные российские специалисты - прежде всего к ним надо отнести профессоров P.P. Вейцмана и Н.Р. Вейцмана - ставили вопрос о необходимости развития анализа собственно бухгалтерского процесса, обращая внимание на необходимость углубленной трактовки и понимания отдельных статей баланса, выявления тенденций их формирования и тех особенностей, которые возникают в процессе оценки деятельности организаций на основе составленной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это направление анализа именно бухгалтерской отчетности было приоритетным и преобладающим в конце 1920-х и в 1930-е гг.

В последующем для обеспечения прозрачности бухгалтерской информации было необходимо подключить, наряду с традиционными методами финансового анализа, методы производственного, управленческого анализа, которые должны были раскрыть резервы производства, ответить на вопрос: почему происходят те или другие изменения. И в этой части традиция российской аналитической школы, безусловно, должна быть сохранена.

Важность соблюдения единства терминологии, использующейся в разных школах бухгалтерского учета, в условиях сближения организации бухгалтерского процесса в российских компаниях и крупных зарубежных фирмах, последовательной подготовки к использованию Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) не вызывает сомнения. Но при этом также необходимо сохранить традиции российской бухгалтерско-аналитической школы, которая дает возможность наиболее полно представить информацию для оценки возможностей развития организаций в условиях сложившихся производственных ресурсов и обоснования объективной потребности в приобретении, увеличении дополнительных ресурсов, требуемых как для повышения качества работы, так и для расширения производства.

В современных условиях особое значение имеет четкая организация финансового контроля, который позволяет объективно оценить достоверность и полноту представления в отчетности хозяйственных операций, свершаемых в коммерческих организациях.

Поэтому необходимо думать о развитии всех направлений бухгалтерско-аналитической деятельности, включая характеристику видов бухгалтерского учета и усовершенствование аналитических процедур, экономического анализа, методов финансового контроля. При этом все мероприятия по совершенствованию бухгалтерско-аналитической и контрольной функций должны быть направлены на повышение информативности бухгалтерских документов, обеспечение полноты, достоверности и прозрачности информации, позволяющей сформировать эффективную поддержку для принятия управленческих решений разного горизонта и разной направленности. Именно поэтому в последние годы появилось множество научных исследований в области совершенствования информационно-аналитического обеспечения системы управления и ее отдельных функций - разработки стратегии (целеполагания), выбора программ ее реализации (программирования), организации процесса производства, оценки результатов деятельности организации и др.

Таким образом, принципиальной становится позиция единства разработки трех направлений бухгалтерско-аналитической школы: учета, анализа и контроля. Эти тенденции развития учетно-аналитического обеспечения системы управления наиболее полно могут быть реализованы в процессе становления и интерпретации бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, прежде всего отдельных юридических лиц, и консолидированной отчетности взаимосвязанных групп компаний.