Аппарат государственного управления

Аппарат современного государства является историческим феноменом, возникшим с появлением национального государства. Он прошел сложный и длительный путь становления и развития вместе с процессами трансформации основных институтов, роли и функций самого национального государства. Большое значение с этой точки зрения имело возникновение политической демократии и правового государства, при которых государственный аппарат создавался в соответствии с комплексом общих для такой формы государственного устройства конституционно-правовых норм и принципов.

Ключевую роль в системе государственно-административного управления играют исполнительные органы государственной власти в главе с правительством. Именно исполнительная власть в лице правительства и создаваемых им государственных органов реализует на практике законы, подзаконные акты и решения, принимаемые высшими органами государственной власти, в первую очередь законодательным собранием и главой государства.

В современном государстве, независимо от формы правления, государственный аппарат представляет собой комплекс разнообразных органов, министерств и ведомств, служб управления государственными предприятиями, разного рода систем специализированных комитетов и комиссий и т.п. Выделяются также специализированные аппараты государственной службы, такие как внешнеэкономический, налоговый, таможенный, контрольно-надзорный, антимонопольный, нотариальный и др. Они различаются по целому ряду критериев: способу формирования, организационной структуре, функциям, задачам, компетенциям, сферам деятельности, кругу обязанностей и ответственности и т.д.

Неотъемлемой составной частью государственного аппарата являются правоохранительные органы, обеспечивающие и поддерживающие социальную и политическую стабильность в обществе. В этом комплексе центральное место занимают прокуратура, полиция, пенитенциарная система. Их главная задача состоит в гарантии соблюдения всеми без исключения гражданами конституции и общеобязательных правовых норм и законов. Безопасность государства от внешних угроз обеспечивается вооруженными силами, разведывательными службами, внешнеполитическим аппаратом и т.д.

Система государственного управления в разных странах характеризуется своими специфическими особенностями, обусловленными уровнем социально-экономического развития, национально-историческими традициями, типом государственного устройства, социокультурными и политико-культурными составляющими и т.д. Она различается в президентском и парламентском режимах, а также в унитарном и федеративном типах государственно-административного устройства, в демократической, авторитарной и тоталитарной формах государственного устройства.

При демократической системе, как правило, управление осуществляется с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При авторитарной и тоталитарной же системах имеет место прямо противоположная ситуация, когда эти права и свободы на каждом шагу могут произвольно нарушаться. В тоталитарном или в любом диктаторском типе государства жизненно важные для общества решения принимаются в узком кругу власть имущих, зачастую не спрашивая мнения народа. Здесь нередко действует принцип, согласно которому цель оправдывает средства.

Немаловажное значение имеет и отношение представителей различных социально-политических сил к роли и функциям государственного управления и масштабам государственного вмешательства в социальную и экономическую сферы. Эти различия варьируются от полного отрицания за государством какой бы то ни было роли в общественных процессах анархистами и либертаристами разного толка до признания активной роли государства в регулировании этих процессов у левого спектра социально-политических сил.