Аксиологические основы социальной педагогики

Деонтология непосредственно связана с аксиологией. Аксиология (от греч. axios – ценный + logos – учение) – учение о системе ценностей. Аксиологические основы социальной педагогики – учение о ценностях теории и практики социальной педагогики. Ценность – значимое, должное, полезное, целесообразное, идеальное, предметное, оценочное, духовное, материальное, общественное, личное, абстрактное, моральное, необходимое, нормативное, желаемое.

Рассматривая ценности социальной педагогики, следует выделять ценности теории и практики социальной педагогики. Ценности теории заключаются в социально-педагогическом знании как основе качества подготовки специалиста социальной педагогики и успешности его социально-педагогической деятельности.

Ценностей социальной педагогики как практики много, все они перечислены ниже.

Ценность субъекта социально-педагогической деятельности – социального педагога. Речь идет о ценности профессии, отношения к специалисту, олицетворяющему эту профессию, статусе специалиста в стране и сфере профессиональной деятельности, его авторитете.

Базисной ценностью в деятельности социального педагога является ценность человека (группы) – объекта социальной педагогической деятельности, перспективы его (ее) социального становления, способности и готовности реализовать себя в повседневной жизни. Поэтому они определяют ОГЛАВЛЕНИЕ и способы социально-педагогической деятельности социального педагога, его активная позиция по изменению и улучшению жизни подрастающего поколения, молодежи, взрослых людей, воспитательных возможностей семьи.

Социальные педагоги, как правило, имеют дело с социальным в личности, семье, группе, поэтому Вперед важная ценность данной профессии – уважение человеческого достоинства, ценности семьи, группы, независимо от различия по расовому, этническому, сексуальному, общественному, возрастному, языковому, политическому, социально-экономическому, религиозному признакам, способностей, вклада в общественное развитие, личных (социальных) характеристик, состояния или статуса того человека, группы, с которыми специалисту приходится работать.

Благополучие людей, семьи, группы, имеющих проблемы, также является ценностью профессии. Это означает, что социальным педагогам необходимо активно стремиться не только к помощи конкретному человеку, конкретной семье, сообществу, но и к изменению неблагоприятной общественной социальной ситуации, в которой он оказался.

Ценностью социально-педагогической деятельности также стала потребность социальных педагогов служить своей профессией на благо окружающим и всего общества.

Ценности во многом определяют личностные ориентации социального педагога (ценностные ориентации). По своей сущности – это разделяемые личностью социальные ценности, определяющие:

– цели жизни и основные средства их достижения;

– мотивацию личности и ее поведение в профессиональной сфере деятельности.

Профессиональные ценности ориентируют социального педагога на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, ответственность за результаты своей деятельности. Базисной ценностью в деятельности социального педагога является ценность человеческой жизни, поэтому она определяет ОГЛАВЛЕНИЕ и способы его социально-педагогической деятельности, активную позицию по изменению и улучшению жизни подрастающего поколения, молодежи, взрослых людей, воспитательных возможностей семьи.

Основными ценностными ориентациями социального педагога являются:

– уважение и признание достоинства личности человека, принятие его таким, как он есть;

– признание многообразия и неповторимости его личности, права человека на самоопределение, на ошибку, на реализацию своих потенциальных возможностей;

– не осуждающее отношение к человеку;

– вера в человеческую способность к изменению, улучшению, развитию.

Повседневное руководство ценностными ориентациями способствует формированию ценностных качеств личности социального педагога, таких как социальная ответственность, чувство долга перед собой, обществом и государством, честь и достоинство.

Оказывая помощь, реализуя свою социально-педагогическую деятельность по стимулированию социализации, коррекции, социальному воспитанию, социально-педагогической поддержке, сопровождению, социальному педагогу важно предвидеть последствия своей деятельности. Поэтому еще одной важной ценностью является социальная ответственность. Она проявляется в его готовности и способности добровольно стремиться к реализации общественно значимых целей в процессе своей повседневной профессиональной деятельности.

Для социального педагога требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального педагога, являются определяющим духовным стимулом его деятельности.

Деятельность социального педагога имеет социальную направленность и несет в себе социальные последствия, в связи с чем возникает вопрос о его долге и ответственности перед обществом и государством за свою деятельность.

Выполнение им профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества.

Профессиональным долгом социального педагога по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в их достижении. Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социально-педагогической деятельности связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов.

Основными требованиями профессионального долга социального педагога в отношении того, с кем он работает, являются: уважение и поддержание личного достоинства человека, поддержание и развитие его наиболее значимых положительных качеств, разумная требовательность, не только деловые, официальные, но и человеческие отношения, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.

Специалист всегда видит в социальном окружении того, с кем он работает, не только объект воздействия, но и своего союзника в решении возникающих проблем. Внимание к его социальному окружению, уважение к нему, учет его мнения и привлечение к сотрудничеству – профессиональный долг социального педагога. Чтобы сотрудничество было плодотворным, важно объективно оценить возможности социального окружения, готовность включиться в совместную деятельность, мотивировать их участие в социально-педагогическом процессе.

Социальный педагог является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу своих профессиональных обязанностей. Его деятельность протекает на глазах у людей, и поэтому постоянно ими оценивается, что находит отражение в соответствующим отношении к нему.

Честь и достоинство социального педагога – это признание его как личности и специалиста теми, с кем он работает, обществом, а также самооценка. Как качества личности они являются отражением потребности социального педагога в высокой самооценке и оценке его со стороны окружающих, являются стимулом и мотивом профессионально-нравственного поведения, основой дальнейшего самосовершенствования. Такие качества не даются специалисту вместе с профессией, они формируются в процессе его профессиональной деятельности и постоянной работы над собой но нравственному самосовершенствованию. Честь и достоинство требуют в первую очередь объективности в оценке социальным педагогом самого себя – своих качеств, способностей и возможностей. Завышенная самооценка, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности, – качества, отрицательно сказывающегося как на перспективах личностного роста, так и на качестве профессиональной деятельности социального педагога. Специалист, считающий процесс своего развития завершенным, доведенным до вершины, на самом деле не способен не только к совершенствованию, но и к поддержанию уже достигнутого уровня развития.

Деятельность социального поведения регламентируют сложившиеся стандарты этического поведения. Стандарт (от англ. standard – норма образец) – нормативно технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным государственным органом. Стандарт этического поведения социального педагога определяют нормы и правила его профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами. Эти стандарты не носят исчерпывающего характера.