Административные правонарушения на транспорте

Глава 11 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение норм и правил:

o на железнодорожном транспорте (ч. 1-5 ст. 11.1, ч. 1-3 ст. 11.17, п. 1,2 ч. 1 ст. 11.18 КоАП);

o воздушном транспорте (ч. 1-4 ст. 11.3, ч. 1-4 ст. 11.3.1, ч. 1-2 ст. 11.4, ст. 11.5, ч. 1 ст. 11.14, ч. 4 ст. 11.17, ч. 2 ст. 11.18 КоАП);

o внутреннем водном и морском транспорте (ч. 1-2 ст. 11.6, ч 1-2 ст. 11.7, ч. 1-2 ст. 11.8, ч. 1-2 ст. 11.8.1, ч. 1-2 ст. 11.9, ст. 11.10-11.11, ч. 1, 2 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.14, п. 3, 4 ч. 1 ст. 11.18 КоАП).

Части 1, 2 ст. 11.23, ст. 11.26, 11.27, ч. 1, 2 ст. 11.29 устанавливают административную ответственность за нарушение правил международных автомобильных перевозок.

При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 11.151, ст. 11.20 КоАП, индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности наряду с другими субъектами - гражданами, должностными лицами и юридическими лицами. В остальных случаях индивидуальные предприниматели в соответствии с прим. к ст. 2.4 несут ответственность как должностные лица.

Принцип разграничения правонарушений, совершенных на судах гражданского воздушного транспорта, судах внутреннего водного и морского транспорта, а также проступков, совершенных на железнодорожном и автомобильном транспорте, соблюдается не всегда. В отличие от вышеуказанных случаев ч. 2 ст. 11.15, ст. 11.16, ч. 3, 5 ст. 11.17, ч. 1 ст. 11.19 КоАП устанавливают ответственность за нарушение правил перевозок и иных транспортных правил, совершенных на транспортном комплексе, независимо от его дифференциации на отдельные отрасли.

Рассматриваемые правонарушения совершаются непосредственно на транспортном объекте (таких проступков большинство), либо их совершение обусловлено нарушением правил безопасности на транспорте (см. ч. 3 ст. 11.6, ст. 11.12, ст. 11.13, ч. 1, 2 ст. 11.151, ст. 11.16, ч. 3 ст. 11.19, ст. 11.20-11.22 КоАП).

За административные правонарушения на транспорте могут быть назначены наказания в виде штрафа, взимаемого в фиксированной денежной сумме, а в редких случаях - административного приостановления деятельности субъекта предпринимательства (см. ч. 1, 2 ст. 11.4, ч. 2 ст. 11.151, ст. 11.20 КоАП). Административное наказание в виде конфискации предусмотрено при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 11.3 КоАП. Превентивные санкции в виде предупреждения применяются редко (см. ч. 4,5 ст. 11.1,ч. 4 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.7, ч. 1, 2 ст. 11.81, ч. 2, 3, 4 ст. 11.17, ч. 1 ст. 11.21 КоАП).

Административное наказание в виде административного ареста предусмотрено только ч. 1 ст. 11.1 КоАП.

К административным наказаниям, влекущим за собой релятивные имущественные ограничения, относится лишение специального права, а именно - права управления воздушным судном (ч. 1-3, 5, 7 ст. 11.5); судном внутреннего водного или морского транспорта (ч. 1, 3 ст. 11.7, ч 1, 2 ст. 11.9, ст. 11.11); маломерным судном (ч. 2 ст. 11.7, ч. 1, 2 ст. 11.9 КоАП).

При совершении некоторых правонарушений устанавливается фиксированный размер административного штрафа (см. ч. 1,2 ст. 11.81, ч. 1-3 ст. 11.141, ч. 1-3 ст. 11.142, ч. 2 ст. 11.151 (применительно к гражданам), ч. 1-4 ст. 11.17, ч. 1, 3 ст. 11.18, ч. 1, 2, 4 ст. 11.19 КоАП), в редких случаях предусмотрены и особые условия применения штрафных санкций, например сумма штрафа, взимаемого за провоз без билета детей, исчисляется в размере, не превышающем половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд (см. ч. 4 ст. 11.18 КоАП). При этом особые условия наложения административного штрафа применяются только в случаях, определенных ч. 4 ст. 11.18 КоАП, корреляция размера штрафных санкций, установленная этой статьей Кодекса, не предусмотрена общими правилами применения административного штрафа (см. п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП).

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.12, ч. 1, 2 ст. 11.13, ст. 11.24 КоАП, могут быть только должностные лица, применительно к нарушениям правил международных автомобильных перевозок субъектами проступков являются водители транспортных средств (см. ст. 11.23,11.27), а применительно к ст. 11.26 и 11.29 КоАП также должностные и юридические лица.

Глава 11 КоАП включает, как правило, составы правонарушений, определенные формально-юридическими признаками: правонарушение считается завершенным в момент выявления факта нарушения правил публичного санкционирования (включая разрешительные правила), правил, обеспечивающих безопасность перевозок, и иных требований. К материальным составам правонарушений, квалификация которых всегда сопряжена с установленными процедурами публичного доказывания вредоносности деяния, относятся проступки, предусмотренные ч. 1, 3 ст. 11.1, ч. 3 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.6, ч. 1, 2 ст. 11.15 КоАП. В этих случаях предметом доказывания является причинение восполнимого имущественного вреда объектам транспортной инфраструктуры (транспортным путям, маркировочным знакам и устройствам, гидротехническим сооружениям, вагонам и грузовым помещениям транспортных терминалов, а также защитным лесонасаждениям), либо нанесение невосполнимых повреждений таким объектам, исключающих их последующее использование в соответствии с целевым назначением (см. ч. 2 ст. 11.6 КоАП).