Адаптивные структуры управления транснациональными компаниями

Адаптивные, или органические, структуры управления стали развиваться с начала 1980-х гг., когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди международных компаний и потребовало от них высоких эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка и, с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям адекватно соответствовать.

Для адаптивных организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности.

Адаптивные организационные структуры, как правило, характеризуются следующими признаками:

– способностью сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к изменяющимся условиям;

– ориентацией на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексных программ, решение сложных проблем;

– ограниченным действием во времени, т.е. формированием на временной основе на период решения проблемы, выполнения проекта, программы;

– созданием временных органов управления.

К разновидностям рассматриваемых ниже структур адаптивного типа можно отнести бригадные, проектные, матричные (программно-целевые), а также сетевые организационные структуры.

Бригадная (кросс-функциональная) структура управления

Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Основные принципы такой организации управления:

– автономная работа рабочих групп (бригад);

– самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;

– замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;

– привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Эти принципы разрушают свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.

В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения (рис. 19.5), так и отсутствовать (рис. 19.6).

В первом случае работники находятся под двойным подчинением – административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональ-

Рис. 19.5. Кросс-функциональная организационная структура

Рис. 19.6. Структура организации, состоящей из рабочих групп (бригадная)

ные подразделения как таковые отсутствуют; такую организацию называют собственно бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.

Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:

– сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;

– гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

– обеспечение условий для самосовершенствования;

– возможность применения эффективных методов планирования и управления;

– сокращение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:

– усложнение взаимодействия (в особенности для кросс- функциональной структуры);

– сложность в координации работ отдельных бригад;

– необходимость высокой квалификации и ответственности персонала;

– высокие требования к коммуникациям.

Данная форма организационной структуры наиболее эффективна в компаниях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.