Вопрос 29. Вхождение белорусских земель в состав Российской империи (1772-1795 гг.)

Процессы децентрализации, шляхетская анархия, борьба магнатов за власть и обращение за поддержкой к иностранным государствам, нежелание большинства шляхты поступиться своими правами, религиозная нетерпимость привели Речь Посполитую в состояние кризиса и упадка., создали условия для вмешательства соседних стран во внутренние дела государства.

После разгрома Царской конфедерации (1768-1772) прусский король Фридрих II готовил условия раздела Речи Посполитой. В Петербурге 5 августа 1772 г. была подписана конвенция, в соответствии с которой к Пруссии отходила северо-западная часть Польши, Австрия получила южную Польшу и Галицию, в Россию вошли земли восточной Беларуси. Первый раздел Речи Посполитой положил начало ликвидации этого государства. В 1788 г. Четырехлетний сейм принял программу реформ, которые были направлены на укрепление государства. 3 мая 1791 г. был принят закон о правительстве, известный в исторической литературе как Конституция. В соответствии с Конституцией Речь Посполитая становилась конституционной монархией. Католицизм провозглашался государственной религией, признавалась толерантность по отношению к другим конфессиям. Шляхта оставалась привилегированным сословием, над крестьянами устанавливалась государственная опека. Для земель Короны и ВКЛ вводились единые должности, казна и армия, что означало переход от федеративного к унитарному устройству государства. Это вызвало недовольство консервативной магнатерии и шляхты. Представители знатных польских родов создали в 1792 г. в Тарговице конфедерацию в защиту прежнего государственного устройства, которую поддержала Россия. В течение трех месяцев на территории ВКЛ и Польши происходили военные действия между польской армией и тарговичанами, поддерживаемыми русской армией. 23 января 1793 г. Россия и Пруссия подписали соглашение о разделе Речи Посполитой. Пруссия получила земли западной Польши с городами Торунь, Познань, Гданьск. России отошли земли центральной части Беларуси с городами Минск, Слуцк, Борисов, Пинск, Мозырь. Сейм в Гродно 1793 г., получивший название "немого" (депутаты в знак протеста молчали), утвердил второй раздел Речи Посполитой. В ответ в марте 1794 г. в Кракове часть шляхты подняла национально-освободительное восстание, которое возглавил Т. Костюшко. На территории ВКЛ во главе восстания стал Якуб Ясинский. Целью восстания было возрождение Речи Посполитой в границах 1772 г. 7 мая 1794 г. руководителями восстания был обнародован "Полонецкий универсал", который объявлял крестьян свободными, но без земли. Однако крестьяне восстания не поддержали. В подавлении восстания участвовали войска России. Пруссии и Австрии. После усмирения края в 1795 г. произошел третий раздел Речи Посполитой, инициатором которого выступила Австрия. К России отошли Курляндия. Литва, часть западной Украины и территория Западной Беларуси. Пруссия и Австрия поделили между собой оставшиеся польские земли. Король Станислав Август Понятовский добровольно отрекся от престола. В результате последнего раздела Речь Посполитая исчезла как государство, а вся территория Беларуси вошла в состав Российской империи.

Вопрос 30. Культура Беларуси в XVII в.

Распространение влияния польской культуры в ВКЛ. усилившееся после Люблинской унии, привело к вытеснению белорусского языка из официального употребления. Особенно усилился этот процесс после войн середины XVII в. В 1696 г. сеймовым постановлением было официально запрещено пользоваться белорусским языком в государственном делопроизводстве. Государственными языками Речи Посполитой были польский и латинский. Со второй половины XVIII в. польский стаз основным языком в сфере образования. Белорусский язык продолжат существовать только в народной культуре, носителями которой было крестьянство, городские низы, часть православной и униатской шляхты и духовенства. В начале XVII в. на территории Беларуси существовали православные братские, арианские, униатские школы, кальвинистская школа в Слуцке (1617 г.), иезуитские школы и коллегиумы, школы при других католических орденах. В неправославных учебных заведениях преподавание велось на латинском языке. Учащиеся изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Образование в XVII - первой половине XVIII в. имело религиозный характер.

В XVII-XVIII вв. продолжалось создание местных летописей и хронографов, сеймовых дневников. Активно развивалась мемуаристика, создавались публицистические (Леонтий Карпович. Афанасий Филиппович. Милетий Смотрицкий) и сатирические произведения общественно-политической направленности ("Прамова Ивана Мелешки". "Письмо к Обуховичу", "Прамова русина" и др.).

Развитие научных знаний было ограничено господством религиозного мировоззрения. Естественными науками занимались ученые-одиночки. выходцы из ВКЛ. В 1650 г. в Амстердаме работал Кашмир Семенович, автор книга "Неликое искусство артиллерии". В Амстердаме уроженец Мстиславщины Илья Копиевич по поручению Петра I в 1699 г. подготовил и издал учебник математики на русском языке. В Москве Копиевич издал ряд русскоязычных учебников. Исключительным явлением стал атеистический трактат Казимира Лыщинского "О несуществовании бога". напечатанный в 1687 г. В 1689 г, в Варшаве по приговору сеймового суда Лыщинский был казнен.

Художественная культура на территории Беларуси в XVII - первой половине XVIII в. развивалась под воздействием европейского барокко. Для этого художественного стиля характерны пышность, парадность, динамика. В белорусском барокко сочетались западноевропейские, византийские и местные черты. Литературные произведения в этом стиле писали Симеон Полоцкий, Андрей (Ян) Белобоцкий, Матей Сорбевский, Даниель Набаровский, Фома Иевлевич. Для литературы барокко в Беларуси характерно сочетание традиций средневековья и эпохи Возрождения. Симеон Полоцкий являлся автором рукописных сборников "Вертоград многоцветный". "Рифмологион" и др., был приглашен для воспитания детей царя Алексея Михайловича. Для учебных целей он написал и издал "Букварь языка словенска". "Псалтырь рифмованную". По инициативе С. Полоцкого в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.

Стиль барокко наиболее ярко проявился в архитектуре. Первым архитектурным сооружением на территории Беларуси, созданным в стиле барокко, считается иезуитский костел в Несвиже, построенный итальянским архитектором Джованни Бернардони. Черты барокко присутствовали в скульптурных украшениях, стенных росписях, светской живописи, книжной гравюре, в декоративно-прикладном искусстве (резьба по дереву, ювелирные изделия, керамика).

Художественные идеи барокко отразились в театральном искусстве, музыке. В XVII в. существовали школьные театры, которые силами учеников ставили небольшие спектакли-интермедии на нравственно-религиозные темы. Музыкальное искусство носило преимущественно религиозный характер (духовные песнопения, произведения для исполнения на органе). Широкую известность получил сборник светской музыки - так называемая "Полоцкая тетрадь".

Период господства барокко в Речи Посполитой совпал с расцветом сарматизма. Сарматизм - это политическая идеология, этические и эстетические нормы, принятые шляхтой в XVI-XVIII вв. В его основу положен миф о происхождении польской шляхты от древнего воинственного племени сарматов.

В XVI - середине XVIII вв. "сарматским народом" считалась преимущественно шляхта Речи Посполитой. Шляхтич-сармат должен был сочетать в себе черты патриота, ревностного католика, благородного рыцаря, последовательного защитника шляхетских вольностей.

Сарматизм в культуре наиболее ярко проявился в парадном "сарматском" портрете, который сочетал внешнее сходство, реальную атрибутику и условность живописи. Со временем сарматизм стал синонимом консерватизма, показной набожности и сословной ограниченности.