Входной контроль поставок товаров на складе

На пути от первичного источника сырья до конечного потребителя собственность на грузы, образующие материальный поток, последовательно переходит от одного участника логистического процесса к другому. В этих так называемых местах стыка происходит сверка фактических параметров материального потока с данными сопроводительных документов. По существу, в этих местах информационный поток, движущийся в значительной степени обособленно, "пристегивается" к материальному.

Фактический состав материального потока может отличаться от информации о нем. Управление же осуществляется на основе именно информации. Последовательная приемка на всем пути движения грузов позволяет постоянно актуализировать данные, составляющие информационный поток.

Материальный поток - это движение материальных ценностей, сохранность которых обеспечивается системой материальной ответственности. В местах стыка происходит передача материальной ответственности. Нельзя проектировать логистический процесс без понимания и учета специфики порядка передачи материальной ответственности. Следовательно, задача постоянного обновления и корректировки информации о материальных потоках - одна из наиболее актуальных задач логистической деятельности.

Сложность задачи обусловлена тем, что передача материальной ответственности зачастую происходит не непосредственно от одного владельца товара другому, а с участием логистических посредников - экспедиторских организаций.

Без возложения материальной ответственности на конкретных лиц сложно обеспечить сохранность груза на всем пути движения материального потока. Однако следует иметь в виду, что для участников логистического процесса, имеющих статус материально-ответственных лиц, безусловно, приоритетной задачей является не скорость, не надежность, не цена, а точное соответствие количественного и качественного состава потока данным сопроводительных документов. Весь логистический процесс остановится, если материально-ответственное лицо не уверено в точном соответствии количества и качества товара данным сопроводительных документов.

Система материальной ответственности не должна тормозить логистический процесс. Следовательно, при проектировании логистических систем необходимо находить компромисс между различными системами, обеспечивающими сохранность материальных ценностей. Возможно, система без личной материальной ответственности принесет ущерб, но риск остановки процесса в связи с необходимостью актирования несоответствий может принести больший ущерб. Выход может быть найден в высоких гарантиях соблюдения качества и комплектности поставок, т.е. в том, чтобы функцию контроля взял на себя поставщик (например, поставка по системе "точно в срок") либо экспедитор (это войдет в их систему сервиса).

Традиционная система поставок требует организации входного контроля. Соответственно, все процедуры приемки должны быть четко спланированы, что позволит, не снимая материальной ответственности с конкретных лиц, снизить риск остановки логистического процесса.

Порядок приемки товаров регламентируется нормативными актами государства, а также условиями договора.

Использование метода Парето (20/80) для принятия решения о размещении товаров на складе

Склад является наиболее общим элементом логистических цепей. Рационализация материальных потоков на нем - резерв повышения эффективности функционирования любого предприятия.

Применение метода Парето позволяет минимизировать количество передвижений на складе посредством разделения всего ассортимента на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко.

Как правило, часто отпускаемые товары составляют лишь небольшую часть ассортимента, и располагать их необходимо в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых "горячих" линий (рис. 120). Товары, требующиеся реже, отодвигают на "второй план" и размещают вдоль "холодных" линий.

Рис. 120. Разделение потоков на складе на основании метода Парето (20/80)

Вдоль "горячих" линий могут располагаться также крупногабаритные товары и товары, хранящиеся без тары, так как их перемещение связано со значительными трудностями.

Рассмотрим в качестве примера модель склада, планировка которого соответствует форме табл. 30. Ассортимент склада включает 100 позиций, размещенных в случайном порядке в разных секциях стеллажей (ячейки таблицы).

Предположим, что груз хранится в стеллажах на поддонах в пакетированном виде, отпускается целыми грузовыми пакетами, и все операции с ним полностью механизированы. Всего за предшествующий период (например, за прошлый месяц) в нашей модели было отпущено 14 129 грузовых пакетов.

Таблица 30

Случайное размещение товарных позиций на складе (склад, вид сверху, межстеллажные проезды не показаны)

участок отгрузки

9

48

32

53

31

863

35

16

157

29

18

731

21

13

29

26

48

37

30

45

44

446

47

43

3

426

450

58

26

5

22

525

311

52

49

20

852

50

22

1

41

768

14

971

32

41

31

947

51

56

45

10

36

53

17

53

27

49

16

358

17

31

434

9

45

33

6

352

34

27

51

853

16

55

49

12

33

30

7

574

672

36

36

15

41

53

38

26

30

344

31

54

19

492

43

34

25

22

59

47

В табл. 30 показан вариант случайного размещении запаса на складе, т.е. без учета востребованности разных позиций. Числа в ячейках таблицы указывают на количество заказов по данной позиции за период. Для данного варианта суммарный пробег техники при укладке на хранение и отборке составляет за период примерно 100 км (при длине ячейки стеллажа -1400 мм).

В этом примере на 20 позиций ассортимента пришлось 82% заказов. Очевидно, что размещение запасов по этим позициям следует тщательно контролировать. Моделирование, выполненное на компьютере, показало, что при размещении "ударных"

Количество пробега определялось умножением расстояния от участка погрузки на количество заказов по данной позиции. Например, позиция, находящаяся в шестом ряду стеллажей (верхняя строка табл. 30) заказывалась 863 раза. Пробег механизма составил: 1,4 м х 6 х х 2 х 863 ≈ 14500 м. Коэффициент 2 отражает движение груза к месту хранения и обратно. При размещении данной позиции в первом ряду стеллажей пробег составит всего 1,4 м х 1 х 2 х 863 ≈ 2400 м. позиций на "горячих" линиях склада суммарный пробег сократится до 45 км, т.е. более чем в два раза (табл. 31).

Таблица 31

Частично оптимизированное размещение товарных позиций на складе

участок отгрузки

863

492

32

53

31

33

35

16

54

29

446

450

21

13

29

26

48

37

30

45

971

947

47

43

3

45

17

58

26

5

853

434

36

52

49

20

41

50

22

1

311

426

14

9

32

41

31

18

51

56

768

358

36

53

17

53

27

49

16

10

731

352

31

9

45

44

6

31

34

27

672

344

16

55

49

12

33

30

7

51

574

852

36

15

41

53

38

26

30

22

525

157

19

48

43

34

25

22

59

47

"горячая зона склада" "холодная зона склада"