Две ветви социальной психологии

Прогрессирующая дифференциация социального знания в XIX в. способствовала формированию двух социальных наук: социологии и психологии. Она связана, соответственно, с именами французского социолога О. Конта, считающегося основателем современной социологии, и немецкого психолога В. Вундта, первым предпринявшего фундаментальную попытку исследовать роль психологических явлений в жизни не только индивидов, но и целых пародов[1].

В начале XX в. наряду с выделением социальной психологии в самостоятельную науку отчетливо оформились две ее ветви – психологическая и социологическая. Теоретические основы и проблематика данных двух направлений существенно различаются, хотя оба рассматривают социальное поведение. На страницах современных американских и европейских учебников констатируется существование двух социальных психологий как дань давно сложившейся традиции.

В центре внимания психологической социальной психологии находится индивид. При этом исследователи пытаются понять и предсказать социальное поведение, обращаясь к анализу непосредственных стимулов, психологических состояний и черт личности. Представляется, что вариации в поведении обусловлены тем, как люди интерпретируют социальные стимулы, или их личностными различиями. Даже при изучении групповой динамики проявляется тенденция объяснять данные процессы на индивидуальном уровне. Основным исследовательским методом здесь является эксперимент.

Сторонники социологической социальной психологии, наоборот, преуменьшают роль индивидуальных различий и влияний непосредственных социальных стимулов на поведение. В центре внимания этого направления находится группа или общество. При этом исследователи, для того чтобы понять социальное поведение, обращаются к анализу социетальных переменных, таких как социоэкономический статус, социальные роли и культурные нормы. Преобладающее внимание здесь уделяется характеристикам бо́льших по размеру социальных групп, чем в психологической социальной психологии. Поэтому социальные психологи социологического направления преимущественно занимаются объяснением таких социетальных проблем, как бедность, преступность, отклоняющееся поведение. Основными исследовательскими методами здесь являются опросы и включенное наблюдение[2].

Особенно сильно различие направлений проявляется в американской науке.

Пример из практики

В США социальная психология официально представлена дважды: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации (так называемая социологическая социальная психология – ССП) и внутри Американской психологической ассоциации (психологическая социальная психология – ПСП); в предисловиях и учебниках обычно указывается, является ли автор социологом или психологом но образованию. Соответственно, в учебных курсах существуют весьма различающиеся между собой планы и программы. Изданный в США в 1985 г. учебник К. Стефан и В. Стефан так и называется: "Две социальные психологии"[3].

В отечественной социальной психологии обнаруживается проблема конкретизации предмета науки, фактически из-за существования в нашей стране также двух социальных психологий: одной, связанной преимущественно с более "социологической", другой – преимущественно с "психологической" проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая существует и в ряде стран.

Однако в реальной жизни психологические и социальные факторы, детерминирующие поведение, неразделимы. Их можно анализировать отдельно лишь в абстракции. В любом из этих случаев одна из сторон присутствует либо как фигура, либо как фон. Эта неразрешимая дилемма была блестяще обоснована в работе С. Московичи. Результатом того или иного выбора оказываются в одном случае – социологическая (скорее социологизированная) психология, в другом – психологическая (скорее психологизированная) социология[4].

В настоящее время возникла точка зрения, согласно которой выделяют как минимум три социальные психологии. В одном случае исследователи отдают предпочтение существованию наряду с "психологической" и "социологической" социальной психологией третьей теоретической ориентации – "символического интеракциониама". В рамках данного подхода делается попытка совместить два выделенных ранее направления социально-психологического знания. В другом случае, начиная с конца 1970-х гг., главной тенденцией исследователи называют обращение к теме многообразия культур, что привело к созданию самостоятельной науки – кросс-культурной психологии. В рамках данного подхода изучается, в какой степени социальное поведение зависит от культурных ценностей.