Вещь, свойство, отношение

Понятия "вещь", "свойство", "связь", "отношение" имеют принципиальное значение для анализа представлений о структуре реальности.

Что есть вещь? Под словом "вещь" обычно понимают обособленный фрагмент реальности, отличный от всех других и способный к относительно устойчивому существованию. Как синонимы вещи иногда используют слова "предмет" или "тело", однако полного совпадения смыслов здесь нет. Предмет несколько расширяет область определения вещи, включая в нее не только чувственно воспринимаемое, но и мыслимое; тело, напротив, сужает эту область, подчеркивая именно материальность, чувственность телесных вещей.

Понятие вещи включает в себя признаки отдельности и идентификации.

Отдельность означает, что всякая вещь как-то выделяется из всего остального мира, отличается от других вещей.

Идентификация означает возможность сопоставлять вещи, устанавливать тождество или различие между ними.

Обычно выделение и идентификация вещи производится на основе чувства как основного средства различения. Такая идентификация опирается на оптический принцип: сходство (различие) вещей определяется по сходству (различию) их внешнего вида. Однако посредством чувства могут быть выявлены только пространственные границы вещи, которая, таким образом, фактически отождествляется с телом.

† "Вещь-тело" выделяется из мира благодаря наличию очевидной пространственной границы, следовательно:

→ вещь – это то, что занимает определенный объем (место) в пространстве;

→ разные вещи занимают разный объем (место);

→ вещь, занимающая один и тот же объем (место), – та же самая (тождественная себе) вещь. Со временем объем, занимаемый вещью, может меняться, но если это изменение непрерывно, тождество сохраняется.

Непрерывность изменений обеспечивает самотождественность "вещи-тела"; разрыв (временной или пространственный) разрушает ее. То, что исчезает в одном месте и появляется в другом, мы называем разными вещами.

Разделяя пространство, занимаемое вещью, мы говорим о частях вещи (которые сами также есть вещи). Вещи-части обычно примыкают друг к другу, но могут и отделяться. Если объем отделившегося незначителен, говорят об изменении вещи, если значителен – о распаде, уничтожении ее. При соединении объемов говорят об изменении большей вещи. Пространство играет здесь главную роль, а время – второстепенную. Например, можно говорить о верхней и нижней, правой и левой, большей и меньшей частях вещи, но нельзя говорить о предыдущем или последующем состояниях вещи как о ее частях.

Такое понимание вещи наиболее привычно, однако оно ведет к парадоксам типа "парадокса книги": два экземпляра одной книги – разные вещи, тогда как потрепанная книга, которую уже невозможно прочесть, должна считаться той же вещью – книгой.

† Вещь – совокупность свойств. Лейбниц считал, что тождественность пространственных границ может быть достаточной для идентификации тела, но вещь – это нечто большее, чем тело. "Вещи тождественны, – говорит Лейбниц, – если все их свойства общие". Однако переход от определенности чисто пространственной к определенности через совокупность всех чувственных характеристик вещи порождает новые парадоксы.

Лейбницевское понимание вещи, по существу, есть лишь вариация "вещи-тела". Принципы идентификации таких вещей в равной степени несовершенны (годятся для "тел", но не для "вещей"). Так, если согласно принципу места в пространстве свежий труп, поскольку он еще не изменил места и положения, должен быть признан тождественным живому человеку, то в соответствии с принципом совокупности свойств яйцо – гусеница – куколка – бабочка суть разные вещи, ибо обладают различными "наборами" свойств.

† Вещь – оформленная материя. Подобное понимание вещи восходит к Аристотелю, для которого вещь есть материя, заключенная в определенной форме. Причем форма – это не просто внешние контуры предмета, но принцип его строения, определяющий в конечном итоге и характеристики его "материи". Например, форма кувшина требует, чтобы "материал" был пластичным, твердеющим, водонепроницаемым и т.д.

Данная концепция, пожалуй, наиболее разработанная, но и она не свободна от парадоксов, типа "парадокса Гоббса": если, например, в корабле Тезея заменить одну доску и положить вынутую рядом в прежнем положении, а затем проделать ту же операцию со всеми досками, то мы получим два одинаковых корабля. Какой из них следует признать тем же самым? И по "форме", и по "материи" тем же самым должны считаться оба. Но это же абсурд!

Таким образом, ни один из рассмотренных вариантов не годится для полной и точной идентификации вещи, ведь тождество не сводится ни к одинаковости формы и материи, ни к одинаковости всех признаков, а разница пространственных "мест" может и не означать различия вещей. Отсюда начинается путь к новому пониманию вещи в ее отличии от тела. Для этого нужно пойти "за поверхность" вещи по обе стороны ее границы – под и над – к признакам, свойствам, отношениям и связям.