Вещественно-полевой (вепольный) анализ

Веполь (вещество + поле) – модель взаимодействия в минимальной системе, в которой используется характерная символика.

Г. С. Альтшуллер разработал методы для анализа ресурсов. Несколько из открытых им принципов рассматривают различные вещества и поля для разрешения противоречий и увеличения идеальности технических систем. Например, система "телетекст" использует телевизионный сигнал для передачи данных, заполняя небольшие промежутки времени между телевизионными кадрами в сигнале.

Еще одна техника, которая широко используется изобретателями, заключается в анализе веществ, полей и других ресурсов, которые не используются и которые находятся в системе или рядом с ней.

Как уже было сказано в предыдущем параграфе, АРИЗ – это пошаговая программа (последовательность действий) по выявлению и разрешению противоречий, т.е. решению изобретательских задач (около 85 шагов).

АРИЗ включает собственно программу, а также информационное обеспечение, питающееся из информационного фонда, методы управления психологическими факторами, которые входят составной частью в методы развития творческого воображения (РТВ).

Существуют и иные подходы, помогающие изобретателю раскрыть свой творческий потенциал. Большая часть этих методов являются эвристическими. Все они были основаны на психологии и логике, и ни один из них не претендует на роль научной теории (в отличие от ТРИЗ).

Критика ТРИЗ

Вместе с тем ТРИЗ имеет некоторые недостатки:

• не существует общей методологи решения задач, несмотря на попытки сформировать ее исходя из некоторых закономерностей развития техники;

• происходит искажение диалектического подхода из-за введения некоторых новых понятий, которые нуждаются в дополнительной аргументации;

• появление новых модификаций АРИЗ усложняет алгоритм вместо устранения допущенных неточностей;

• не найдены пригодные для реальных задач механизмы переходов от сформулированного противоречия к его разрешению;

• множество инструментов ТРИЗ представляли собой перебор вариантов, несмотря на декларацию отказа от них;

• использование в вепольном анализе физических полей, существование которых не доказано;

• сложность внедрения ТРИЗ в производство по причине сильной зависимости от личного выбора человека.

Современная ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих классическую ТРИЗ и добавляющих новые направления, отсутствующие в классике.

Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ (приемы, АРИЗ, вепольный анализ) остается практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ, т.е. имеет больше философский и рекламный, чем технический, характер.

В связи с этим современные школы ТРИЗ нередко упрекают (как со стороны, так и взаимно) в неэффективности. ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса, искусства, раннего развития детей и т.д., хотя изначально она была рассчитана на техническое творчество.

Классическая ТРИЗ является общетехнической версией. Для практического использования в технике необходимо иметь множество специализированных версий ТРИЗ, отличающихся между собой номенклатурой и ОГЛАВЛЕНИЕм информационных фондов. Некоторые крупные корпорации применяют элементы ТРИЗ, адаптированные к своим областям деятельности. Представляется, что и для применения в условиях стартапов необходимо создать специальную версию ТРИЗ, адаптированную к процессу активной коммерциализации

В настоящее время отсутствуют специализированные версии ТРИЗ для стимуляции открытий в области наук (физики, химии, биологии и т.д.).

Главное препятствие в развитии ТРИЗ – отсутствие методологии анализа исходной проблемной ситуации, диагностирования и прогнозирования проблем как источника постановки целей усовершенствований социотехнических систем. На преодоление данного недостатка направлена разработка современной методологии футуродизайна – "проектирования решений, адекватных будущему".

Одной из тенденций технического прогресса является обострение борьбы за авторские права разработчиков продукции. Поэтому растет спрос на инновационную деятельность персонала и соответственно на методическое и программное обеспечение этих работ. Под этим углом зрения нужно расширять базу данных с полным спектром теоретических подходов. Между тем наследники Альтшуллера отторгают любые отклонения от позиции в первоисточнике. Они естественно вправе настаивать на своей трактовке имени "ТРИЗ" и при том действовать и аппелировать в гуманитарные среды и аспекты, к педагогике с искусством и вплоть до мемуаров. Альтернативой является лояльность к новым подходам, рожденным новыми, возникшими в последнее время условиями и реалиями, поддерживающим на плаву ТРИЗ в качестве бренда теоретических разработок.