На вершинах творчества

После окончания Второй мировой войны начинается новый плодотворный этап творческого пути Грина. Именно в эти десятилетия он – тот писатель, лучшие романы которого вызывают международный резонанс и переводятся на многие языки мира.

Переход к новому этапу уже обозначен в одном из наиболее значительных романов Грина "Суть дела" (1948). Действие в нем происходит в одной из безымянных английских колоний в Западной Африке, этой "могиле белых людей", в регионе, хорошо знакомом Грину. В романе – глубинные для писателя размышления о смысле жизни и назначении человека. О том, насколько правомерно для индивида брать на себя ответственность за судьбы других людей. Эти проблемы связаны с фигурой протагониста – майора полиции Генри Скоби, человека принципиально честного, католика со стойкими религиозными убеждениями. В обществе, пораженном коррупцией, аморализмом и предательством, он стремится отстаивать добро, помогать людям, но при этом порой принужден нарушать религиозные заповеди. В конце концов он находит выход из жизненного тупика и терзавших его душевных мук, приняв смертельную дозу снотворного.

Затем появляется еще несколько романов, в том числе хрестоматийных, связанных с важнейшей для него темой – осуждение той власти, что зиждется на несвободе, несправедливости и насилии над людьми.

"Тихий американец"

Этот роман (1954), один из самых "читабельных", соединил в себе острый, близкий к детективному сюжет с политической тенденцией. Действие в нем происходит во Вьетнаме в начале 1950-х гг., еще до начала широкой революционной борьбы антиправительственных сил, руководимых коммунистами, и прямой американской агрессии в этой стране. События развертываются вокруг убийства Пайла, "тихого американца", приехавшего во Вьетнам с гуманитарной миссией.

Олден Пайл – выпускник Гарварда. Он твердо убежден, что на сто долю выпала миссия быть проводником свободы. Романист не без иронии устами Фаулера сообщает: Пайл "был полностью поглощен насущными проблемами демократии, ответственностью Запада за устройство мира: он твердо решил – я узнал об этом довольно скоро – делать добро и не какому-нибудь отдельному лицу, а целой стране, всему свету, всему миру. Что же, тут он был в своей стихии: у его ног лежала вселенная, в которой следовало навести порядок". Грэм Грин не был склонен к прямым политическим декларациям. Но и сегодня полезно вдуматься в актуальность подобной характеристики, применимой не только к известному романному персонажу!

Этот в чем-то малоприметный, ничем не выдающийся "тихий" человек, на самом деле тайный агент, задействованный в террористической деятельности против подпольщиков, противников антинародного режима. Подобная закамуфлированная сторона деятельности Пайла уже очевидна для английского журналиста Фаулера. Он ненавидит Пайла не только потому, что тот отнял у него его возлюбленную, вьетнамскую девушку Фуонг. Пайл причастен к жестоким убийствам, в частности к гибели ребенка от взрыва пластиковой бомбы. И тогда Фаулер помогает подпольщикам в устранении Пайла. В процессе разбирательства по поводу гибели "тихого американца" причастность Фаулера не доказана. Наконец, жена дает ему развод. Получив желанную свободу, Фаулер мог бы жениться на Фуонг. Но все случившееся вызывает у Фаулера невеселые раздумья о происшедшей трагедии, о том, кто виновен в смерти людей. Поэтому в финале романа звучит столь нередкая для Грина грусть: Фаулер не видит никого рядом с собой, кому бы он мог выразить охватившую его горечь.