Лекция 2. Вербальная коммуникация: психологические характеристики речи

Одним из главных социообразующих и основных средств коммуникации является человеческая речь. Исследования ученых показали, что общение между людьми на две трети состоит из речевого взаимодействия.

Язык как способ передачи информации при помощи определенных звуков возник достаточно давно. Он постепенно вырабатывался каждым народом в отдельности в процессе своего развития. Язык - инструмент коммуникации. Слова - наша знаковая структурная система. Слово - это зачастую сложный и многофункциональный знаковый символ, который может обозначать разные предметы. Сравните: кнопка дверного звонка; кнопка - вздернутый нос на круглом лице и т.д. "Круглое" можно отнести и к подсолнуху - плоскому предмету, и к яблоку - объемному предмету, и к солнцу - предмету, определяемому обывателем весьма условно, неопределенно.

Язык является мощным социокультурным фильтром нашего опыта. В любом словаре представлено множество слов, значение большинства которых среднестатистический человек может если не объяснить, то хотя бы примерно истолковать. Однако в обиходе быта мы довольно часто пользуемся одними значениями, причем весьма скудными, и пренебрегаем другими. Почему? Все очень просто: как говорю, так и мыслю, как мыслю, так и живу. Язык избирательно направляет наше внимание на наиболее значимые для нас в этой социальной среде объекты.

К основным, общим функциям речи (по М. А. Василик) в процессе коммуникации относятся:

o коммуникативная (функция обмена информацией);

o апеллятивная (воздействие на адресата);

o экспрессивная (экспрессия - выражение и выразительность).

К частным функциям относят:

o конструктивную (формулирование мыслей);

o фактическую (обмен ритуальными, традиционными или этикетными формулами общения);

o метаязыковую (функция толкования; используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом);

o поэтическую;

o эмотивную (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

o волюнтативную.

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний:

- сообщение,

- мнение,

- суждение,

- рекомендация,

- совет,

- критическое замечание,

- комплимент,

- предложение,

- вывод,

- резюме,

- вопрос,

- ответ,

- приказание (указание) и пр.

Информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определить как вербализованную передачу уже добытых, осмысленных и организованных в структурную систему представлений человека о различных фактах объективной действительности.

Основы устного общения

Если под вербальной коммуникацией в целом понимается речевое общение людей в процессе их совместной деятельности, устноречевая коммуникация отражает взаимообусловленные речевые произведения говорящего и слушающего.

Устноречевая коммуникация характеризуется, как правило, низким уровнем подготовки, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении речевых средств и способов изложения информации.

Задача устноречевой коммуникации всегда одинакова - добиться того, чтобы в сознании слушателя появилась та информация, которую транслировал говорящий.

Это возможно только в том случае, если в сознании собеседников варианты решения задачи совпадут, тогда информация будет воспринята и осознана одинаково. В противном случае ситуация осложнится: говорящему будет нужно найти более удачную форму высказывания, а слушающему попытаться его понять.