Венчурные банки и фонды

Венчурные фирмы, находясь у "истоков" жизненного цикла инновации, сами, как правило, редко организуют производство, заключая договор с инвестором. За рубежом, где венчурный бизнес достаточно развит, инвесторами служат специальные банки и фонды, которые также называют венчурными (крупные национальные банки, инвестирующие в инновационные проекты, называют банками развития). Таких финансовых компаний только в США еще в середине 80-х гг. насчитывалось более 500. Число венчурных финансовых компаний, несмотря на высокий риск, растет во всем мире (особенно, в Японии) благодаря тому, что средний уровень доходности венчуров примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике.

Венчурные банки и фонды используют особые условия (принципы) инвестирования: 1) длительный срок (от 1 до 10 лет); 2) кредитование без залога (кроме возможного залога документа, охраняющего интеллектуальную собственность-патента ); 3) кредит без обычных банковских процентов, но на условиях долевого участия в доходах от реализации инвестируемого инновационного проекта.

Сравнив эти условия с деятельностью банков в России, видно, что до последнего времени таких банков в нашей стране практически не было. Среди действующих фондов на этих условиях инвестировали отдельные фонды Министерства образования и науки, но выделяемых сумм едва хватало на "скромную" НИОКР. О разработках в сфере энергетики, машиностроения и т.п. крупных проектах при этом не может быть и речи. Некоторое исключение составляли фонды оборонного и аэрокосмического комплексов - традиционно самые передовые в стране. К чести нашего правительства уже с 2006 г. положение начало изменяться: появился Национальный банк развития, учреждено ОАО "Российская венчурная компания", которое имеет филиалы во многих регионах страны, создание Научного центра "Сколково" контролируется на самом высоком уровне. Таким образом, наша страна готовится к инновационному развитию. Введение законодательного залога интеллектуальной собственности в банках (как это принято за рубежом) под получение кредита, уже могло бы быстро изменить ситуацию с масштабами инновационного развития многократно. Для этого необходима организация консультационных структур при банках, которые взяли бы на себя ответственность за расчет и обоснование реальной лицензионной стоимости закладываемого патента.

Организационная структура типичного венчурного фонда выглядит следующим образом. Он может быть либо образован как самостоятельная компания, либо существовать в качестве незарегистрированного образования как ограниченное партнерство (нечто вроде полного или коммандитного товарищества, используя российскую юридическую терминологию). В некоторых странах под термином "фонд" (fund) понимают, скорее, ассоциацию партнеров, а не компанию, как таковую. Директора и управленческий персонал фонда могут быть наняты как самим фондом, так и отдельной управляющей компанией или управляющим, оказывающим свои услуги фонду. Управляющая компания, как правило, имеет право на ежегодную компенсацию, обычно составляющую до 2,5% от первоначальных обязательств инвесторов. Кроме того, управляющая компания или частные лица, сотрудники управленческого штата, равно как и генеральный партнер, могут рассчитывать на процент от прибыли фонда, обычно достигающий 20%. Чаще всего этот процент не выплачивается до тех пор, пока инвесторам не будут полностью возмещены суммы их инвестиций в фонд.

В случае создания ограниченного партнерства основатели фонда и инвесторы являются партнерами с ограниченной ответственностью. Генеральный партнер в этом случае отвечает за управление фондом или осуществляет функции контроля за работой управляющего. Ограниченное партнерство за рубежом свободно от налогообложения. Это означает, что оно не является объектом налогообложения, а его участники должны платить все те же налоги, какие они заплатили бы, если бы принадлежащий им доход или прибыль поступали непосредственно от тех компаний, куда они самостоятельно вкладывали свои средства.

Создание новых венчурных фондов, несмотря на более чем тридцатилетний опыт деятельности венчурного капитала, продолжает оставаться достаточно сложной проблемой для всего мира, прежде всего вследствие несовершенства национальных законодательств как новых, так и развитых рынков капитала. В некоторых странах Европы, в частности в Великобритании, Нидерландах, Франции и др., национальные законодательства достаточно приспособлены для создания и функционирования венчурных структур. В других странах инвесторам приходится использовать зарубежные юридические структуры. И тем не менее практически повсеместно принята практика регистрации как фондов, так и управляющих компаний в офшорных зонах. Это позволяет максимально упростить процедуру оформления и помогает избежать сложных вопросов, связанных с двойным налогообложением доходов и прибыли.

Российское законодательство не содержит нормативных актов, регулирующих деятельность венчурных банков, фондов и компаний. Все действующие на территории России и работающие извне с Россией фонды не являются российскими резидентами. Региональные фонды Европейского банка реконструкции и развития и фонды долевого участия в малом предпринимательстве в своей работе постоянно сталкиваются с разнообразными проблемами как на федеральном, так и на местных уровнях.

В целом приток иностранных инвестиций сдерживается существующей правовой базой и налоговой системой, неразвитой финансовой системой на фоне чрезмерного государственного регулирования, общей слабости инфраструктуры менеджмента.