Великая французская революция

Франция конца XVIII в. была аграрной страной. В 1789 г. из 25 млн населения Франции почти 90% (22 млн) составляли крестьяне, а из 2,4 млрд ливров национального дохода 1,8 млрд обеспечивало сельское хозяйство. Соответственно 600 млн ливров приходилось на добычу полезных ископаемых, сырья и материалов неживой природы и отрасли, производящие материальные блага и средства производства.

Во Франции крестьяне были, в отличие от России, юридически лично свободными, поземельно зависимыми держателями. Лишь в восточных и отчасти северных районах Франции сохранялась незначительная прослойка крепостных крестьян – сервов и "людей мертвой руки", не имевших права передавать имущество по наследству. По типичным и преобладающим явлением была личная свобода крестьянина.

Теоретически французский крестьянин мог свободно переселяться, заключать имущественные сделки, оставлять и получать наследство.

Его земельное держание, цензива, было не собственностью крестьянина, а лишь владением, обусловленным уплатой сеньору чинша (ценза) и подчинением всем правам сеньории. Французский арендатор был также, в сущности, ненаследственным держателем, уплачивавшим сеньору феодальную ренту в форме арендной платы. Свою цензиву крестьянин мог продать, но при этом он должен был полностью рассчитаться с феодалом по прежним повинностям и уплатить особую подать, доходившую до 20% стоимости земли.

Фактически же зависимость крестьяиииа-держателя удерживалась в превращенных формах.

Он подчинялся сеньориальной юрисдикции, средневековым сеньориальным монополиям (баналитетам) и нес отдельные повинности личного характера. Крестьяне были обязаны нести в пользу сеньора многие повинности. Среди таких повинностей можно отметить чинш, составлявший 2 су с одного арпана (0,4 га), а также налог – шампар, составлявший от 5 до 25% урожая, включая приплод скота, урожай винограда и т.д. Помимо этих налогов сохранялась также и барщина, правда, она составляла лишь 4–5 дней в году. В XVIII в. получил широкое распространение триаж – право сеньора огораживать и превращать в свою собственность до 1/3 общинных угодий. Сеньоры взимали монопольно высокую плату за пользование принадлежавшими им мельницами, хранилищами, маслобойнями и другой инфраструктурой, использование племенного скота и пр.

Платежи от крестьян-цензитариев и крестьян-арендаторов на срок были главным источником существования дворянства и духовенства, владевших 1/3 всех угодий. Таким образом феодальная знать осуществляла эксплуатацию мелких самостоятельных производителей. Общий доход дворян за счет феодальных платежей с крестьян составлял примерно 100 млн ливров в год. Еще 120 млн ливров в год приносила арендная плата за сданные земли собственного домена короля.

В пользу церкви крестьяне платили десятину (dime). Доход церкви по этой статье составлял около 125 млн ливров.

Сверх того французский крестьянин обязан был платить налоги государству.

Основным прямым налогом во Франции была талья – налог на землю и имущество. Этот налог платили только крестьяне и горожане, первые же два сословия – дворяне и духовенство – были от него освобождены. Существовали и другие прямые налоги. Общий доход от прямых налогов в 1788 г. составил 180 млн ливров.

Еще более обременительными для французского крестьянства были косвенные налоги, которые представляли собой обязательные наценки практически на все продукты широкого потребления. Например, соляной налог (габель) представлял собой обязанность каждого француза приобрести от 6 до 20 фунтов соли по фиксированной высокой цене. В стране действовали габеллеры, соляные приставы, пресекавшие покупку соли у контрабандистов.

Доходы от косвенных налогов в 1788 г. составляли почти 250 млн ливров. Все эти выплаты разоряли французское крестьянство, снижая до минимума возможность накопления средств и развития своего производства.

С другой стороны, роскошь придворной аристократии не только процветала, но часто подпитывалась щедрыми субсидиями казны. Так, при личном состоянии герцога Орлеанского в 114 млн ливров, его долги составляли 74 млн ливров и покрывались не без помощи короля, приходившегося ему родственником.

Ежегодные расходы королевского двора исчислялись десятками миллионов.

Еще один полюс власти и богатства представляли архиепископы, доходы которых составляли до 100–200 тыс. ливров в год.

Характерно, что эскалация показной роскоши и увеличение богатства аристократии сопровождались не повышением уровня жизни основной массы населения, а наоборот, достигались за счет разрастания нищеты по всей стране. Отсюда становятся понятными причины как крайней бедности французского крестьянства накануне революции, так и взрывоопасности социальной обстановки, до предела накалившейся в тот период времени.

Вступив на трон в 1774 г., Людовик XVI в первые годы правления пытался провести реформы, направленные на снижение бюджетного дефицита. Государственный долг достиг к 1774 г. 1,5 млрд ливров, а бюджет этого года был сведен с превышением расходов над доходами в размере 28 млн ливров.

За два с небольшим года своей деятельности на посту Генерального контролера финансов (1774–1776 гг.) Жак Тюрго добился немалого. Он отменил регламентации по хлебной торговле, усилил рыночные стимулы для увеличения производства зерна, уменьшил пошлины ввозимых в города продовольственных товаров, одновременно увеличив этот налог на предметы роскоши, упразднил дорожную барщину – государственную крестьянскую повинность, переложив ее на привилегированные сословия, уничтожил цеховые корпорации и гильдии, освободив от всяких ограничений большинство ремесленных профессий.

ОГЛАВЛЕНИЕ реформ Ж. Тюрго сводилось к стимулированию реальных производителей и, насколько возможно, снижению непроизводительных паразитических расходов высшего сословия. При успешном их осуществлении это могло ослабить остроту финансовых проблем и тем самым снизить социальную напряженность. Реформы Ж. Тюрго шли очевидно наперерез интересам высших слоев. Однако, как ни странно, первым его противником стала городская беднота: с началом реформ резко (на 50%) с 2 до 3 су выросли цены на хлеб.

В 1776 г. Ж. Тюрго получил отставку, и все реформы были отменены. Шанс сохранить существующий строй ценой радикальных, болезненных, но спасительных реформ был упущен. Экономический кризис во Франции продолжал обостряться.

За время правления Людовика XVI государственный долг вырос в три раза. К 1788 г. он достиг 4,5 млрд ливров, а дефицит бюджета вырос до 126 млн ливров при доходах в 503 млн ливров. Более половины всех расходов, составивших 629 млн ливров, а именно 318 млн ливров, ушло на погашение прежних долгов и выплату процентов по ним. Расходы королевского двора составили при этом 42 млн ливров. Расточительная жизнь дворянства лежала на финансах Франции тяжелым бременем, однако король не мог противостоять требованиям знати и санкционировал значительные непроизводительные расходы. Страна оказалась на пороге финансовой и социально-политической катастрофы.

Крупнейшим промышленным центром Франции был Париж, население которого перед революцией составляло 720 тыс. человек. В их числе было 100 тыс. рабочих (без членов семей), 40 тыс. буржуа, 10 тыс. духовных лиц и 5 тыс. дворян. Одну шестую часть (около 120 тыс.) составляли нищие, бродяги и живущие впроголодь лица с нерегулярными заработками – будущие санкюлоты.

Санкюлоты (sans-culottes) – местное прозвище представителей пролетарских слоев и деклассированного элемента, одной из движущих сил Великой французской революции. До 1792 г. это слово, буквально означающее "бесштанники" (culottes, "кюлоты" – штаны до колен, которые носили представители высших классов), воспринималось как оскорбление. Однако после победы революции его качественное восприятие сменилось на противоположное – патриот, образцовый гражданин.

Аналогичную трансформацию претерпел в Древнем Египте при переходе к Среднему царству социографический термин "неджес" ("малые люди").

В Париже размещались прядильные мануфактуры, строительные производства, оружейные лавки, типографии. Множество ателье, ювелирных и парфюмерных лавок обеспечивали высшие сословия предметами роскоши. На потребности богатых ориентировалось и большинство мелких ремесленников.

Уровень жизни рабочих был невысок. Мужчины получали в среднем по 20 су в день, женщины – по 10 су, наиболее квалифицированные работники – до 40 су (2 ливра). При этом фунт хлеба (примерно 400 г) стоил 2 су. Мясо рабочие позволяли себе купить только по праздникам.

Начиная с 1730-х гг. стоимость жизни, выраженная в металлических деньгах, неуклонно росла, опережая рост заработной платы.

Положение крестьян, рабочих и ремесленников в предреволюционное десятилетие было тяжелым и имело тенденцию к ухудшению.

Французское крестьянство не обеспечивало такого прироста выпуска, которое могло бы привести к снижению цен на продовольствие для рабочих в городах. Недостаточный местный спрос и острая конкуренция с Англией сдерживали рост прибыльности ремесла и промышленности, а значит, и рост зарплаты рабочим.

Резкое сокращение расходов королевского двора и налогов давало шанс выйти из замкнутого круга, но на эти меры высшее сословие так и не решилось.

Еще одной предпосылкой революции стало вмешательство Людовика XVI в Войну за независимость США на стороне восставших колонистов и заключение в 1778 г. союзного договора с правительством США. По этому договору Франция, действуя совместно с Испанией и Нидерландами против Великобритании, направила в 1780 г. в США свои войска и флот. Позитивный, казалось бы, исход – признание в 1783 г. Великобританией независимости США и уступки ею Франции двух колоний, имел и обратную сторону.

Расходы на войну ослабили и без того нездоровые финансы Франции. Вернувшись из-за океана, тысячи французов заразили общество мечтами провести дома столь же радикальные перемены, как и в США. Убедившись, что восстание против монархии может быть победоносным, многие решили повторить этот опыт в собственной стране.

Значительное революционизирующее воздействие на общественную мысль оказали великие французские просветители Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и Ш. Монтескьё. Все они резко критиковали абсолютизм и пропагандировали идею "общественного договора" между народом и властью. И хотя философы выступали не против короля, а лишь за переход к "просвещенной монархии", радикально настроенные элементы разжигали в массах ненависть к королю как к неустранимому препятствию на пути давно назревших реформ.

Существенной предпосылкой революции стал рост безработицы среди ремесленников и промышленных рабочих. Его первопричиной был Договор о свободе торговли, который Великобритания вынудила Францию заключить в 1786 г. в свете общей нормализации отношений после противостояния в Войне за независимость США, подкрепленной уступками Франции о. Тобаго в Вест-Индии и Сенегала в Африке.

Как и во многих аналогичных случаях, "невидимая рука рынка" сработала только в пользу Великобритании.

Вместо обещанного теорией "развития конкурентоспособных отраслей" Францию наводнили дешевые английские товары, которые подорвали всю легкую промышленность страны. Полотняное производство в Шампани сократилось вдвое, выпуск шерстяных тканей в Амьене и Абвиле упал более чем в два раза. Без работы остались 36 тыс. ткачей и массы мелких ремесленников. Все они пополнили ряды французской бедноты и многочисленную армию противников правящего режима.

При сравнении промышленных потенциалов Франции и Англии становится очевидно, что иного результата и не приходилось ожидать.

Если в Англии к концу XVIII в. промышленный переворот уже завершился, то во Франции внедрение машин запаздывало. Против 20 тыс. прядильных машин, имевшихся в Англии к 1790 г., во Франции было лишь 900. Наиболее крупными были королевские мануфактуры. К началу революции их было чуть более 500, они получали государственные заказы, финансирование, различные привилегии и принадлежали верхушке французской буржуазии.

Все эти предпосылки реализовались в революции, в ходе которой была ликвидирована монархия и другие пережитки феодального строя.

Революции непосредственно предшествовали следующие события.

В 1787 г. в дополнение к государственному банкротству Францию охватил торгово-промышленный кризис, а ряд неурожайных лет повлек за собой голод. В стране начались восстания крестьян и городского плебейства.

В этих чрезвычайных условиях король созвал Генеральные штаты. Их заседание открылось 5 мая 1789 г., впервые с 1614 г.

Наибольшую активность проявила фракция депутатов Генеральных штатов, представлявших третье сословие. Они и создали институт, который затем взял на себя власть в стране: 17 июня 1789 г. эта группа депутатов провозгласила себя Национальным собранием, а 9 июля – Учредительным собранием. Чтобы ликвидировать возникшую при этом ситуацию двоевластия, для разгона Учредительного собрания было решено стянуть к Парижу войска. Известие об этом побудило горожан к восстанию.

В день начала восстания, 13 июля, выборщики Парижа от третьего сословия организовали в ратуше самостоятельный орган муниципальной власти – Постоянный комитет. Восстание завершилось 14 июля 1789 г. взятием Бастилии. 25 июля было решено преобразовать Постоянный комитет в Парижскую коммуну.

Парижская коммуна – выборный орган муниципальной власти. По закону 1790 г. ее формировали 48 представителей от каждого из вновь образованных округов ("секций") Парижа. Их избирали "активные граждане", отвечающие имущественному и возрастному цензам.

В своем развитии французская буржуазная революция прошла три этапа, на каждом из которых руководство оказывалось в руках все более радикальных группировок:

– конституционалисты (с июля 1789 г. по август 1792 г.) – представители крупной финансовой буржуазии и либерального дворянства;

– жирондисты (с августа 1792 г. по июнь 1793 г.) – более радикальные слои крупной и средней торгово-промышленной буржуазии, преимущественно провинциальной;

– якобинцы (с июня 1793 г. по июль 1794 г.) – революционно- демократические силы, отражавшие интересы мелкой и части средней буржуазии, ремесленников, крестьянства.

Календарь Французской революции

По традиции события эпохи Великой французской революции датируются в системе "республиканского календаря" и летоисчисления (см. табл. 9). Точкой отсчета, первым днем первого месяца первого года новой революционной эры было принято 22 сентября 1792 г. – дата упразднения королевской власти и провозглашения республики. По совпадению это оказался день осеннего равноденствия, и в дальнейшем начало каждого нового года привязывалось к этому астрономическому событию.

Как и в древние времена, год был разделен на 12 равных по продолжительности месяцев. Добавочные 5 или б дней перед очередным осенним равноденствием назывались "санкюлотиды". Месяцы названы по типичным для Франции фенологическим (природным) явлениям. При этом месяца каждого времени года отличаются особенными суффиксами; так, для летних месяцев взят "~()ор" от греческого δωρον (дар).

Таблица 9

Названия месяцев по французскому республиканскому календарю

Название месяца

Фенология

Даты

Название месяца

Фенология

Даты

Осень

Зима

Вандемьер (vendemiaire)

Сбор винограда

22 сентября – 21 октября

Нивоз (nivose)

Снегопады

21 декабря – 19 января

Брюмер (brumaire)

Туманы

22 октября – 20 ноября

Плювиоз (pluviose)

Дожди

20 января – 18 февраля

Фример (frimaire)

Заморозки

21 ноября- 20 декабря

Вантоз (ventose)

Ветры

19 февраля -

20 марта

Весна

Лето

Жерминаль (germinal)

Прорастание всходов

21 марта – 19 апреля

Мессидор (messidor)

Жатва

19 июня – 18 июля

Флореаль (floreal)

Цветение

20 апреля – 19 мая

Термидор (thermidor)

Жара

19 июля – 17 августа

Прериаль (prairial)

Травостой (тра- вяной покров лугов, пастбищ, сенокосов и других угодий)

20 мая – 18 июня

Фрюктидор (I'ructidor)

Сбор плодов

18 августа – 16 сентября

Годы в системе республиканского календаря нумеруются римскими цифрами. Так, государственный переворот 9 ноября 1799 г., в результате которого пришел к власти Наполеон, датируется 18 брюмера VIII года Республики.

Календарь, введенный декретом Национального конвента от 5 октября 1793 г., был отменен Наполеоном с 1 января 1806 г. Во время Парижской коммуны календарь был восстановлен и действовал с 18 марта по 28 мая 1871 г.