Век Просвещения и его революционный финал

С абсолютизмом, с одной стороны, а с другой – с масонскими ложами, культивировавшими ниспровержение предрассудков и братство (fratemite) независимо от сословности, причудливо переплелось Просвещение – идейное движение, сделавшее Францию руководительницей мод и вкусов не только в роскоши, но и в литературе и философии. Оно выпестовало идеи "естественных прав человека", гражданской свободы (liberte) и равенства (egalite) всех перед законом.

Просветители были сторонниками союза философов и монархов, считая, что дело философии – перевернуть умы правителей, сподвигнув их на употребление власти ради реформ, в согласии с авторитетом разума и "естественным порядком". Самый популярный писатель XVIII в. острослов Вольтер ожидал от просвещенных монархов введения веротерпимости, отмены церковной десятины и крепостного состояния, установления всесословного налогообложения, унификации мер и весов.

Главным научно-литературным достижением Просвещения (и одновременно доходным коммерческим проектом) стала "Энциклопедия" под редакцией Дидро и д'Аламбера (35 томов, 1751–1780 гг.), с участием как ведущих писателей-философов, так и крупных естествоиспытателей, а также членов первого кружка экономистов (Ф. Кенэ и его ученики), называвших себя также физиократами. Физиократы из идеи "естественного порядка" выводили критику кольбертизма и принцип свободы торговли, предлагая формулу laisser faire, laisserpasser ("позвольте каждому действовать самому, а делам идти своим ходом").

Идеи физиократов привлекли просвещенных монархов-Габсбургов – императора Иосифа II (отменил в своих ост-эльбских владениях крепостное право, провел частичную секуляризацию) и его брата-наследника Леопольда (превратил свое герцогство Тосканское в страну с самыми низкими в Европе таможенными пошлинами). Фермеру-масону из Саксонии И. X. Шубарту, апробировавшему новые севообороты с подсевами клевера и других кормовых растений, Иосиф II пожаловал дворянство с титульным прибавлением фон Клеефельд ("клеверное поле").

По-другому понимал просветительский рационализм Фридрих II Гогенцоллерн, король-"философ" протестантской Пруссии (1740–1786 гг.), – как систематизацию "сверху" милитаризма (обязательная офицерская служба дворянства, казармы, муштровка войск), мануфактур и фискализма, обучения грамоте и камеральным наукам. Он стал финансировать до того прозябавшую в безденежье Берлинскую Академию наук, и вскоре ее директор А. С. Маргграф сделал важное открытие для будущего прусского сельского хозяйства: свекловичный сахар.

В само́й Франции рупором идей "просвещенного абсолютизма" стали физиократы; близкий к ним Ж. Тюрго был назначен (1774 г.) генерал-контролером финансов новым королем Людовиком XVI. Тюрго подготовил эдикты о веротерпимости, замене дорожной повинности всесословным дорожным налогом, отмене гильдейской системы, чем настроил против себя высшие сословия и верхушку городских цехов. А введение свободы торговли зерном и мукой привело к скачку цен на хлеб и массовым протестам. Реформы захлебнулись (1776 г.), оставив лишь недовольство короля тем, что Тюрго желает Франции, похожей на Англию. Последнее замечание отразило действительное присутствие в доктринах Просвещения взгляда на Англию как на страну-образец, в которой достигнуто многое из того, чего ждали просветители от королевских реформ.

Просвещение как отражение возникшего лидерства Англии в капиталистической мир-системе

Ограниченная британская монархия, в противоположность континентальным абсолютным, была для просветителей воплощением принципа разделения властей, сформулированного Монтескье ("О духе законов", 1748 г.). Английский королевский дом, обеспеченный фиксированной денежной суммой на ОГЛАВЛЕНИЕ (1,2 млн ф. ст. в год), был отстранен от принятия решений о взимании налогов и военных действиях Англии. В финансовой сфере разделение законодательной (парламент) и исполнительной (кабинет министров) властей воплотилось в придании силы закона, подлежащего неуклонному исполнению, смете государственных доходов и расходов, ежегодно оглашаемой в Палате общин канцлером казначейства (фактически – министром финансов). Такой законопроект стал называться бюджетом, так как утверждался после открытия канцлером казначейства кармашка сумы (budget, от нормандского bougette – "мешок, кармашек"), содержащей документ-отчет об истекшем финансовом годе и расчет на будущий год. От английского бюджета разительно отличались росписи казенных денежных средств в странах абсолютизма, хотя бы и "просвещенного". Это были секретные финансовые обзоры, не подлежавшие опубликованию, и лишь предположительные сметы, которые монарх волен был в течение года изменить по своему усмотрению. Роспись французских доходов и расходов была впервые опубликована генерал-контролером финансов Ж. Неккером (сменившим Тюрго) при Людовике XVI (1781 г.), что произвело сенсацию. Но и это не было бюджетом в точном смысле, так как король заносил в отдельную тайную "красную" книгу многочисленные неблаговидные расходы. К ним его часто вынуждала жена, Мария-Антуанетта (сестра Иосифа II и Леопольда Габсбургов), прозванная французами "мадам Дефицит". Дефицит (от лат. deficio – "недоставать") французского якобы бюджета в правление Людовика XVI достиг 1/4 (126 млн ливров) государственных доходов (503 млн), причем более половины расходов (318 млн из 629 млн ливров) уходило на оплату государственного долга, возросшего втрое (с 1,5 млрд до 4,5 млрд ливров).

Для экономистов-просветителей в лице физиократов образцом была "большая культура" вдвое более производительного английского фермерского земледелия, которую Ф. Кенэ в "Энциклопедии" противопоставил "мелкой культуре" бедняков в большинстве провинций Франции (за исключением областей, прилегающих к Парижу и Северному морю). Превосходство английского земледелия было обусловлено внедрением лендлордами и капиталистическими фермерами-арендаторами многопольного полеводства на обширных угодьях, укрупненных благодаря огораживаниям, и сгону с земли копигольдеров и йоменов ("новый сельский ландшафт").

Во Франции крупные собственники и арендаторы предпочитали сдавать свои земли в испольщину мелкими участками, нс дававшими возможней для перехода к многопольным севооборотам; выращивание скота было затруднено баналитетами (племенные быки и хряки входили в бан сеньора). Правительство стремилось сохранить мелкое наследственное держание чиншевиков – своих главных налогоплательщиков, по их клочки земли и минимум скота едва позволяли (а часто не позволяли) выжить. Охрану мелких держаний, сдерживая рост крупного землепользования, проводили и "просвещенные" монархи Пруссии и Австрии: был запрещен снос мужицких дворов, так как эти дворы были поставщиками рекрутов для регулярных армий. Но мелкое землепользование препятствовало культивированию травосеяния и плодосмена.

Распространение посевов кормовых трав и корнеклубнеплодов все же происходило в германских землях: благодаря продемонстрированной (и пропагандированной) Шубартом фон Клеефельдом выгоде многопольных севооборотов и указам Фридриха 11 о принудительных посевах картофеля. Из прусского плена вернулся с идеей превратить картошку в "хлеб для бедняков" французский военврач А. О. Пармантье. Но внедрение картофеля не решило проблемы голодных моров в стране, происходивших в отдельных провинциях ежегодно, а примерно раз в 15 лет охватывавших ее значительную часть. Франция вынуждена была импортировать хлеб из Англии.

Очередные голодовки вынудили Старый режим Бурбонов после перерыва в 175 лет восстановить сословное представительство. Но это оказалось лишь шагом к революционной развязке века абсолютизма и Просвещения. Созванные Генеральные Штаты (1789 г.) провозгласили себя сначала Национальным собранием (1789 г.), затем Учредительным собранием и, наконец, Конвентом (законодательным органом с неограниченными властными полномочиями), а Францию – республикой (1792 г.) с конституцией, содержащей "Декларацию прав человека и гражданина" (1791 г.).

Революционный финал Просвещения во Франции: Первая республика и Первая империя. Борьба Французской Первой республики с монархической контрреволюцией переросла во внешние завоевания (с 1792 г.) под лозунгом "Мирхижинам, войнадворцам" (брошенным главой финансового комитета Конвента Ж. Камбоном) и внутренний террор якобинской диктатуры (1793–1794 гг.), косивший направо и налево новым способом смертной казни – гильотинированием.

Решением революционного Конвента был введен новый некатолический календарь, воплощавший рационализм Просвещения: год был поделен на 12 месяцев по 30 дней (три декады) в каждом плюс пять дней-"санкюлотид" (в високосный год – шесть) в конце. Названия новых месяцев носили погодно-сезонный характер; два из них навсегда остались в истории – термидор ("жаркий") – второй месяц лета – и брюмер ("туманный") – второй месяц осени. В эти месяцы с интервалом в пять лет произошли перевороты, положившие конец якобинской диктатуре (9 термидора II года Республики – 27 июля 1794 г.) и начало единоличной власти генерала Наполеона Бонапарта (18 брюмера VII года Республики – 9 ноября 1799 г.).

Наполеон, преобразовавший режим своей власти в новую Империю (1804 г.), увлек огромную французскую армию, созданную республиканской мобилизацией, на всеевропейскую экспансию, сопровождаемую неукоснительным взиманием французами контрибуций[1] и насаждением на покоренных территориях новых сначала республик, а затем королевств. Наполеон ликвидировал Священную Римскую империю (1806 г.) и после потери флота в морском противостоянии с Англией близ Гибралтара (у мыса Трафальгар, 1805 г.) пытался сломить Великобританию континентальной блокадой (1807–1814 гг.). Но потерпел крах в походе в Россию (1812–1813 гг.) и, наконец, был добит коалицией России, Австрии, Пруссии и Англии при Ватерлоо (1815 г.).

Бонапартизм был своеобразным послереволюционным "просвещенным абсолютизмом": воссоздание пышности и церемониальности двора, раздача аристократических титулов (в том числе некоторым ученым – вроде химика Бертолле), покровительство изящным искусствам (превращение бывшего королевского дворца Лувра в крупнейший художественный музей) и технологическим новациям (например, изобретению пищевых бутылочных консервов Н. Аппером, 1809 г.). Наполеоном были основаны фондовые биржи в Париже и Брюсселе (1801 г.); традиция регулярных национальных промышленных выставок (первые две прошли в Лувре – 1801, 1803 гг.).

Институциональное наследие Французской революции и бонапартизма. Революция ликвидировала церковную десятину (проведя секуляризацию земель); старые феодальные прямые и косвенные налоги (талью, цензиву, баналитеты, габель, дорожные сборы и т.д.); внутренние таможни; монопольные права и привилегии сеньоров, цеховых корпораций, королевских мануфактур, купеческих компаний.

Революция упразднила военные округа и интендантства и установила новое административно-территориальное деление Франции на 83 департамента. Приняла закон о технических патентах (1791 г.) и дала опыт государственной научно-технической мобилизации, включая внедрение оптического (семафорного) телеграфа изобретателя К. Шаппа – первой в мире оперативной информационной сети.

Революция оставила опыт:

– потребительского эгалитаризма (уравниловки) в Парижской Коммуне с таксацией цен, системой продовольственных карточек (на хлеб, мясо, сахар) и пресечения спекуляции "святой гильотиной";

– реквизиций (от лат. requisita – "надобность") – принуждения промышленных, торговых и транспортных рабочих к труду за таксированную зарплату и изъятие силой у сельских хозяев зерна для республики по твердым ценам;

– покрытия государственных расходов за счет эмиссии ассигнатов, превратившихся из гособлигаций в бумажные платежные средства – купюры (от франц. соиреr – "резать"). Их поначалу очень высокие номиналы неуклонно снижались (от 1000 и 10 000 ливров до 300, 200, 100, 50 и, наконец, 5 и 1 ливра и даже меньше), как и реальная стоимость купюр. Она опустилась до 0,3% номинала (при росте товарных цен почти в 200 раз) к тому моменту, когда Директория устроила театральное публичное сожжение ассигнатов (на сумму более 1 млрд ливров).

Перераспределение земельной собственности во время Директории (1795–1799 гг.) покончило с революционным эгалитаризмом. Директория открыла простор для показной роскоши нуворишей – буржуазии, сколотившей состояния на поставках для армии и земельных спекуляциях. Цена угодий из фонда национальных имуществ относительно падала (в три и более раз) при увеличении размера покупаемых земель; поэтому, купив обширное пространство, можно было хорошо нажиться, раздробив его и продавая мелкими участками. В результате обогатилась крупная городская буржуазия. Но одновременно сформировался и массовый слой мелких земельных собственников (всего за ассигнаты и мандаты приобрели землю в собственность почти 1 млн человек), державшихся за свои парцеллы (от франц. parcelle – "частица") и с готовностью отдававших своих сыновей (лишние рты) в завоевательную армию Наполеона Бонапарта.

Революция оставила Франции:

закон Ле Шапелье, запрещавший союзы (стачки) граждан "одной специальности и одной профессии" (июнь 1791 г.);

– Нормальную школу и Политехническую школу в Париже, ставшие центрами подготовки национальной преподавательской и инженерно-технической элиты (от франц. elite – "лучшее, отборное").

Бонапартизм оставил Франции:

Банк Франции (1800 г.), акционерами которого стали крупнейшие нувориши ("200 семейств") и Парижскую фондовую биржу;

– новую (вместо ливров) систему денежного обращения на основе десятичного принципа (1 франк = 100 сантимов);

– новую централизованную фискальную систему с четким разделением прямого и косвенного налогообложения.

После Ватерлоо, считая, что оно зачеркнуло все его 40 военных побед, Наполеон говорил, что его истинная и вечная слава – Гражданский Кодекс Французов (1804 г., в переиздании (1807 г.) – Кодекс Наполеона), утвердивший гарантии частной собственности, в первую очередь – на землю (особенно важные для ее новых владельцев). Кодекс гражданина-собственника имел значение не только для Франции, но и для целого ряда стран, прошедших через оккупацию ею (Пруссия) или союз с ней (Польша).

Революция "на все времена, для всех народов" установила десятичную метрическую систему мер и весов.

Бонапартизм оставил миру символ неродовитого, но даровитого карьериста, добившегося создания собственной империи.