Ведомственные акты

К подзаконным актам относятся также приказы, инструкции, правила, наставления и другие нормативные акты, принимаемые федеральными и региональными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и другими федеральными законами.

Согласно требованиям административной реформы, проводимой с 2004 г. федеральными законами и указами Президента РФ, министерства, федеральные службы, агентства, учреждения принимают ведомственные акты в пределах своей компетенции. Эти акты регулируют отношения внутри ведомства, однако почти каждое из ведомств обладает надведомственными, иногда – координационными функциями в области регулирования земельных отношений, чем и обусловливается значение ведомственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.

В систему федеральных органов исполнительной власти России входят федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства). Для реализации возложенных на них задач федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, являющиеся источниками земельного права и называемые ведомственными. Их принимают Минприроды России и федеральные агентства - водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию, Минсельхоз России, Минэкономразвития России.

С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и иных ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Ее цель – упорядочение ведомственного правотворчества (создающего значительный массив источников права), установление законности и устранение дублирования в этой области. Государственная регистрация ведомственных источников права, в том числе земельного, возложена на Министерство юстиции РФ.

При государственной регистрации проводится проверка регистрируемого акта, в ходе которой изучается:

– полномочно ли данное министерство, иное ведомство издавать такой акт (обычно указанное полномочие вытекает из функций ведомства, предусмотренных положением о нем, либо из специального постановления Правительства РФ или закона РФ, уполномочивающих данное ведомство на принятие такого акта);

– не противоречит ли принимаемый акт нормативному правовому акту большей силы, т.е. вышестоящему по ранжированию акту (здесь вступает в действие упоминаемая выше иерархия, или пирамида, нормативных актов);

– не урегулирован ли данный вопрос другим, аналогичным по силе актом (в период отсутствия порядка в ведомственном правотворчестве различными ведомствами в ряде случаев принимались параллельные акты с одной и той же или близкой по значению нормой);

– как будут доводиться до всеобщего сведения акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (ст. 15 Конституции).

После введения государственной регистрации многие ведомственные нормативные акты в области регулирования земельных отношений не прошли указанный анализ. Они были возвращены на доработку и так и не вышли в свет.