Валютный рынок

Нью-Йорк - один из трех крупнейших валютных рынков мира. Он объединен с валютными рынками в других странах и мировым рынком и включает коммерческие сделки "банк - клиент" в рамках розничного сектора и "банк - банк" (оптовый межбанковский сектор), помимо этого прямые сделки или сделки через брокеров и операции ФРС с иностранной валютой: валютные интервенции, валютные свопы, сделки с международными финансовыми организациями.

Регулирование рынков капитала. Организация эффективного контроля над огромными рынками аккумуляции и движения ссудного капитала чрезвычайно сложна, она является следствием потребностей экономики и большого исторического опыта. В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

o законодательных актов и постановлений Конгресса;

o институционального обеспечения (система федеральных законов, осуществляющих общий надзор над деятельностью бирж);

o механизма саморегулирования рынка ценных бумаг (со стороны самих биржевиков);

o апробированной методики вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики.

Рассмотрим подробнее составляющие этого механизма.

Система законодательных актов и постановлений. Законодательные основы системы регулирования финансовых рынков были заложены целым рядом законов США в период президентства Ф. Рузвельта, когда, опираясь на государство, преодолевались губительные законы либерализма: законом о Ценных бумагах 1933 г. и Законом о фондовых биржах 1934 г.

Система регулирования фондовых рынков. Под общим надзором Комиссии по ценным бумагам и биржам, которая является государственным учреждением, функционирует целый ряд органов, созданных самими биржевиками или банковскими учреждениями, участвующими в фондовых операциях. Эти органы регулируют деятельность определенных секторов рынка ценных бумаг.

Национальная ассоциация фондовых дилеров. Ассоциация - некоммерческая организация, которая была создана в соответствии с Актом Мэлони по совместной инициативе Конференции банкиров инвестиционных банков и Комиссии по ценным бумагам и биржам. Она объединяет практически все брокерские фирмы, осуществляющие операции на внебиржевом рынке, занимается стандартизацией практики внебиржевого оборота, разработкой норм этики в фондовой торговле, поддерживает контакты с правительством и инвесторами от имени инвестиционных банков, следит за соблюдением правил внебиржевой торговли фондовыми ценностями и принимает дисциплинарные меры в случае их нарушения.

Опционная клиринговая корпорация. Она контролирует все опционы, проходящие через каналы биржевой торговли, опосредует либо осуществляет все сделки с ними, а также гарантирует все операции. Корпорация находится в собственности бирж, на которых ведется активная торговля опционами (Американской, Тихоокеанской и Филадельфийской фондовых бирж и Чикагской биржи опционов).

Корпорация по защите держателей ценных бумаг. Была создана в 1970 г. Конгрессом США. Фактически занимается страхованием и защитой интересов акционеров корпораций. Не являясь государственным органом, она тем не менее поддерживает с федеральным правительством тесные связи. В частности, с одобрения Комиссии по ценным бумагам и биржам она может получать чрезвычайные субсидии Государственного казначейства США. В ее состав входят все брокеры и дилеры, зарегистрированные по закону 1934 г., все члены национальных фондовых бирж, а также большинство членов НАСД. Охватывая, таким образом, практически всех участников фондовых операций, корпорация обеспечивает относительное единообразие режимов фондовой торговли во всех секторах рынка ценных бумаг.

Совет по муниципальным ценным бумагам. Создан в соответствии с поправками к Закону о ценных бумагах (1975 г.), регулирует деятельность в конкретном секторе фондового рынка - на рынке муниципальных облигаций (поскольку этот рынок полностью находится вне сферы компетенции Комиссии по ценным бумагам и биржам). Совет состоит из 15 членов (пять представителей банков, пять представителей брокерских фирм и пять представителей органов управления или общественности). Совет устанавливает общие правила выпуска и продажи муниципальных облигаций, при этом имеет право давать поручения Совету управляющих ФРС и ряду других государственных органов.

Советы директоров фондовых бирж. Руководство бирж под общим надзором Комиссии по ценным бумагам и биржам играет большую роль, определяя, в частности, правила регистрации членов, допуска к котировке и приостановления котировки ценных бумаг, вопросы ведения счетов и отчетности, урегулирования споров и др. Основы политики каждой биржи устанавливаются в ее учредительном документе (уставе), который проверяется на предмет соответствия законодательству Комиссией по ценным бумагам и биржам. "Законодателем мод" в вопросах саморегулирования биржевой деятельности является Нью-Йоркская фондовая биржа.

Возникновение биржевого рынка в Нью-Йорке. В мае 1792 г. 94 нью-йоркских брокера, стремясь избавиться от конкуренции аутсайдеров, подписали соглашение, которое включало и такой пункт, как заключение сделок только между членами фондовой биржи, причем на основе фиксированной величины комиссионных в размере 0,25% стоимости сделки. Фиксированный размер комиссионных стал главным принципом работы Нью-Йоркской фондовой биржи, он действовал вплоть до 1975 г., когда был отменен под давлением конкурентов внебиржевых рынков. В 1817 г. биржа получила свое современное название - Ныо-Йоркская фондовая биржа (NYSE). Она является корпорацией, находящейся в собственности ее членов. Вторая по величине биржа - Американская фондовая (ASE) - также находится в Нью-Йорке. В Америке кроме них действуют еще восемь региональных фондовых бирж: Чикагская, Филадельфийская, Тихоокеанская, Калифорнийская, Бостонская, биржа Среднего Запада в Цинцинатти, биржи в Слокане и Солт-Лэйк-Сити. Роль этих региональных бирж непрерывно возрастает, и они все в большей степени специализируются на торговле специфическими финансовыми инструментами, например на опционной и фьючерсной торговле (Чикагская, Филадельфийская и Тихоокеанская биржи). Динамичное развитие рынка ценных бумаг в США явилось одним из главных факторов индустриального роста страны.

Регулирование рынка ценных бумаг в стране осуществляется в основном семью контролирующими органами, четыре из которых - федеральные (по три органа в каждом из штатов); они организуют всестороннюю систему государственного контроля, способствующую одновременно эффективной деятельности различных сегментов финансового рынка, в том числе фондового. Любая американская компания, выпускающая ценные бумаги, обязана выполнять требования федерального законодательства и законы штата, где она занимается операциями.

Иностранные фирмы регистрируют свои ценные бумаги в США в форме американских депозитарных квитанций (АДК); иностранные юридические физические лица (инвесторы) владеют значительной долей ценных бумаг казначейства США и промышленных облигаций, а иностранные заемщики выпускают в США заграничные (как правило, недолларовые) облигации.

Регулирование рынка ценных бумаг на уровне штатов также развивалось исторически. Власти многих штатов приняли законодательные акты, получившие название законов "синего неба" (Blue sky laws). Эти законы предназначались для защиты интересов инвесторов от недобросовестных дилеров, готовых продавать любые не обеспеченные реальными активами акции, стоящие, как говорят американцы, не больше "кусочка синего неба" (a path of blue sky).

Вся эта огромная и разветвленная финансово-банковская система едва не рухнула в ходе кризиса в 2008 г. Кризис начался именно в этой системе, и это далеко не случайно. Мы неоднократно ранее говорили о том, что чрезмерное усложнение хозяйственно-экономических и финансово-банковских отношений, приобретение ими глобального характера, когда в сфере их деятельности оказываются многие миллионы людей и финансовые ресурсы стоимостью в триллионы долларов, при том что они полагаются на чудодейственное "саморегулирование рынка", - по меньшей мере легкомысленная самонадеянность. Американские власти, в том числе ФРС, возглавляемая А. Гринспеном, а затем Бернанке, предельно снизили государственное воздействие на международное движение потоков капитала и проведение сомнительных операций банками на американских финансовых рынках.

Они руководствовались поверхностными, догматическими и легкомысленными допущениями либертаризма (или монетаризма), что "рынку не надо мешать, он сам способен (автоматически) регулировать возникающие противоречия".