Валютный курс и валютный рынок

Экономические операции между участниками международных отношений невозможны без обмена одной национальной валюты на другую.

Валютный курс - это пропорции, в которых обменивается валюта одной страны на валюту другой, или цена одной иностранной денежной единицы, выраженная в национальной валюте другой страны. Объективной основой подобной "цены" денег является покупательная способность одной валюты по сравнению с другой. Валюты с большей покупательной способностью являются "сильнее" других.

Фиксирование курса национальной денежной единицы в иностранной называется валютной котировкой. Различают два метода валютной котировки:

- прямая котировка, когда курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте (1, 10, 100 единиц иностранной валюты = X единиц национальной валюты)',

- косвенный - обратная котировка, когда за единицу принята национальная денежная единица, курс которой выражается в определенном количестве иностранной валюты (1,10,100 единиц национальной валюты = X единиц иностранной валюты). В большинстве стран при установлении курса национальной валюты используется прямая котировка, в Великобритании - обратная, а в США применяются обе котировки.

Для профессиональных участников валютных рынков просто понятие "валютный курс" не существует. На большинстве валютных рынков применяется процедура котировки, называемая фиксинг,- это определение межбанковского курса путем последовательного сопоставления спроса и предложения по каждой валюте. Затем на этой основе устанавливают курсы покупателя и курсы продавца.

Курс покупателя- это курс, по которому банк покупает иностранную валюту за национальную, а курс продавца - это курс, по которому он продает иностранную валюту за национальную. Курс продавца выше, чем курс покупателя при прямой котировке.

Разница между курсом покупателя и курсом продавца называется ми ржой. Очевидно, что любой банк заинтересован в максимально низком курсе покупателя и максимально высоком курсе продавца, и только жесткая конкуренция за клиента вынуждает банки действовать в обратном направлении. Сокращение маржи и привлечение клиентов позволяют выиграть на массе прибыли.

Помимо курса продавца и курса покупателя существуют и другие виды валютных курсов в зависимости от различных критериев их определения.

Реальный валютный курс показывает относительный уровень цен. Рост реального валютного курса отражает, что цены на иностранные товары в рублях превышают цены на аналогичные товары отечественного производства. Происходит обесценение реального обменного курса. При прочих равных условиях это приводит к повышению конкурентоспособности национальной продукции, поскольку такие товары становятся дешевле заграничных. И наоборот, снижение реального обменного курса означает удорожание реального обменного курса и приводит к потере конкурентоспособности отечественных товаров.

Платежные документы, выраженные в различных валютах, покупаются и продаются на специальном рынке - валютном. Валютный рынок - это совокупность всех отношений, возникающих между субъектами валютных сделок. С институциональной точки зрения валютный рынок представляет собой множество крупных коммерческих банков и других финансовых учреждений, связанных друг с другом сложной сетью современных коммуникационных средств связи, с помощью которых осуществляется торговля валютами. В этом смысле валютный рынок не является конкретным местом сбора продавцов и покупателей валют.

Подавляющая часть валютных операций проводится в безналичной форме, т. е. по текущим и срочным банковским счетам, и только незначительная часть рынка приходится на торговлю монетами и обмен наличных денег. В ряде стран часть межбанковского рынка организационно оформлена в виде валютной биржи, где представители Центрального банка встречаются с участниками валютного рынка. Валютная биржа - обычно некоммерческое предприятие, поскольку ее основная задача состоит не в получении высокой прибыли, а в организации торгов валютой и в мобилизации временно свободных валютных ресурсов.

Спрос и предложение на национальном валютном рынке формируются в результате столкновения денежных требований и обязательств, выраженных в различных валютах, опосредующих международный обмен товарами, услугами и движение капитала, при этом учитываются все другие операции, которые опосредуют международный обмен и находят свое отражение в платежном балансе любой страны.

К числу факторов, влияющих на спрос и предложение валюты, могут быть отнесены:

- новая информация о важных экономических событиях в стране и за рубежом;

- рациональные ожидания большого числа операторов под влиянием поведения наиболее крупных игроков валютного рынка;

- события экономического и политического характера, в результате которых могут быть введены ограничения на валютном рынке.

Спрос на иностранную валюту зависит также от относительного уровня доходов. При росте доходов в стране по сравнению с другими странами, которые экспортируют товары в данную страну, у резидентов возрастает спрос на товары, а следовательно, и на валюту этой страны, что приводит к росту ее курса. Спрос на иностранную валюту возникает в силу необходимости оплачивать импортные товары, иностранные активы, а предложение валюты возрастает в результате получения доходов от экспорта и покупки иностранцами национальных активов.

Основные функции валютного рынка заключаются в следующем:

- обеспечение своевременного осуществления международных расчетов;

- страхование от валютных рисков;

- диверсификация валютных резервов;

- валютная интервенция, т. е. целевые операции по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами его повышения или понижения;

- получение прибыли участниками валютного рынка в виде разницы курсов валют.

В настоящее время можно говорить о том, что национальные валютные рынки тесно связаны между собой, взаимопереплетены и являются составной частью глобального мирового валютного рынка, который охватывает валютные рынки всех стран мира. Под ним понимается цепь тесно связанных между собой системой кабельных и спутниковых коммуникаций мировых региональных валютных рынков. Мировой валютный рынок работает круглосуточно из-за расположения региональных валютных рынков в различных часовых поясах. На нем котируются не все валюты, а только наиболее употребляемые участниками данного рынка, т. е. местные денежные единицы и ряд ведущих свободно конвертируемых валют, прежде всего резервных валют. В составе мирового рынка выделяют региональные: азиатский валютный рынок (с центрами в Токио, Гонконге, Сингапуре, Мельбурне); европейский валютный рынок (с центрами в Лондоне, Франкфурте-на-Майне, Цюрихе); американский валютный рынок (с центрами в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе).

В кратко- и среднесрочном периодах валютный курс определяется спросом и предложением на валютном рынке. В долгосрочной перспективе обменный валютный курс имеет тенденцию отклоняться от стоимостной основы - покупательной способности валют-под влиянием спроса и предложения, при этом происходит их сложное переплетение и выдвижение в качестве определяющих то одних, то других факторов.

В долгосрочном аспекте валютный курс должен определяться в зависимости от уровня производительности труда в стране, от темпов и качества экономического роста, структуры экономики и вовлеченности в международное разделение труда.

Под влиянием соотношения спроса и предложения валютный курс изменяется. Снижение курса национальной валюты свидетельствует о ее обесценении и называется девальвацией, а повышение курса национальной валюты является ревальвацией

Результатом роста курса национальной валюты является рост цен на национальные товары на мировом рынке, выраженных в иностранной валюте, что приводит к сокращению их экспорта, конкурентоспособность которого снижается. Рост курса национальной валюты ведет к удорожанию национальных активов, номинированных в ней относительно иностранных активов. В результате возрастает отток капиталов за рубеж.

При падении курса национальной валюты происходит снижение цен на национальные товары на мировом рынке, выраженных в иностранной валюте, что ведет к росту экспорта, конкурентоспособность которого возрастает. Одновременно цены на иностранные товары, выраженные в национальной валюте, становятся выше, в результате чего импорт сокращается, а национальные ценные бумаги, номинированные в национальной валюте, дешевеют. Они становятся привлекательными для иностранных инвесторов, что способствует притоку зарубежных инвестиций.