Валютное регулирование и валютный контроль в современной России

Формирование и совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля происходило в процессе либерализации внешнеэкономической деятельности России и ее интеграции в глобальную экономику.

В России проведением международных расчетов по экспортным, импортным и неторговым операциям с зарубежными странами занимаются уполномоченные коммерческие банки. К их числу относятся кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Банка России филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Нормативно-правовой основой для осуществления международных расчетов наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Φ3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон о валютном контроле), в который за последнее время было внесено много изменений, отражающих либерализацию регулирования внешнеэкономической деятельности и валютных отношений в России. На основе данного закона осуществляется реализация национальной валютной политики и обеспечивается устойчивость российской валюты – рубля, достигается стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации, а также интеграция российского валютного рынка в мировой валютный рынок и углубление международного экономического сотрудничества.

Закон о валютном контроле устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Важным этапом в формировании современной системы валютного регулирования и валютного контроля стало введение полной конвертируемости российского рубля и отмена обязательной продажи валютной выручки с 1 июля 2007 г. Порядок обязательной продажи валютной выручки был введен Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" с 1 января 1992 г. в интересах обеспечения предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для поддержания курса рубля по отношению к иностранным валютам и для пополнения золотовалютных резервов. Эта мера валютных ограничений на основе установления норматива обязательной продажи части валютной выручки менялась 4 раза. Максимальное значение норматива составляло 75%, а минимальное – 10% валютной выручки экспортеров.

Валютное регулирование в России нацелено на реализацию валютной политики, которая как часть денежно-кредитной политики страны проводится Банком России в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О I Антральном банке Российской Федерации (Банке России)". При формировании валютной политики и определении целевых ориентиров Банк России учитывает показатели, обозначенные в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, текущие задачи, намеченные в проекте федерального бюджета. Такой подход позволяет своевременно реагировать на меняющуюся конъюнктуру мирового финансового рынка, своевременно принимать меры, сдерживающие влияние турбулентности в мировой экономике, при необходимости вводить меры превентивного характера.

В условиях мирового финансового кризиса 2007–2008 гг. валютная политика Банка России сыграла важную роль в сглаживании колебаний курса рубля после его девальвации. Использование в качестве операционного ориентира рублевой стоимости бивалютной корзины, диапазон допустимых значений которой задавался плавающим операционным интервалом, позволило проводить валютные интервенции с целью создания условий для предсказуемости валютного курса. В 2011–2012 гг. в целях повышения гибкости курсообразования Банк России изменял плавающий коридор допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины, что позволяло эффективно использовать валютные резервы для поддержании стабильного курса российской валюты.

Несмотря на общую тенденцию либерализации контроля валютных операций и снятия ограничений при осуществлении международных расчетов между резидентами и нерезидентами все же сохраняются некоторые ограничивающие барьеры, которые касаются возврата валютной выручки при экспорте товаров. Это требование не имеет дискриминационного характера, резиденты лишь обязаны обеспечить получение в срок от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, в срок, предусмотренный внешнеторговыми контрактами (договорами). Для того чтобы выполнить это требование экспортеры стремятся выбирать формы платежей, которые обеспечивают срок возврата (репатриации) валютной выручки при экспорте товаров, начиная с даты пересечения товаром таможенной границы РФ. Срок пересечения таможенной границы импортных товаров, начиная с даты предоплаты (или аванса) резидентом товара не должен превышать срока, оговоренного сторонами в контракте. В то же время Законом о валютном контроле установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ. Нарушение (невыполнение) вышеуказанных требований закона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных в уполномоченных банках (при экспортных операциях) и (или) не возвращенных в Российской Федерации (при импортных операциях). Кроме того, ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусматривает, что за невозврат в контрактные сроки в крупном размере (более 5 млн руб.) из-за границы средств в иностранной валюте возможность привлечения руководителей юридических лиц к уголовной ответственности.

Важным инструментом контроля за движением валютных потоков является предусмотренное Законом о валютном контроле оформление паспорта сделки в уполномоченном банке, на который возлагаются функции агентов валютного контроля. Установленный в 1994 г. порядок открытия паспортов сделок как по экспортным, так и по импортным операциям до сих пор не потерял актуальности, поскольку продолжается отток капитала. Для этого некоторые российские фирмы заключают с иностранными партнерами поддельные контракты, якобы на предоплату которых переводятся средства на зарубежный счет. В результате товар на территорию России так и не приходит, а в уполномоченный банк предоставляется фальшивая таможенная декларация. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), для заключения фиктивных сделок чаще всего предприниматели создают фирмы-однодневки. В настоящее время, по оценкам таможенников, около 70% всех коммерческих организаций, занимающихся внешнеторговой деятельностью, имеют признаки однодневок.

Паспорт сделки (ПС) как документ валютного контроля, содержит необходимые сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт (импорт) товаров и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте РФ.

Порядок оформления, переоформления и закрытия паспортов сделок установлен Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-11 "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок". Установленный порядок оформления ПС распространяется на вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом. Однако этот порядок не распространяется на контракты, общая сумма которых не превышает 50 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Активное участие российских компаний в международном экономическом сотрудничестве с развивающимися странами и вывоз ими капитала предполагает выполнение крупномасштабных долгосрочных контрактов на поставку и ремонт оборудования, осуществление пусконаладочных работ за рубежом. Важным шагом по пути либерализации валютного законодательства стало разрешение открывать счета за рубежом российским компаниям. Начиная с января 2007 г. открытие таких счетов резидентами происходит в уведомительном порядке с последующим представлением отчетности о движении средств на счете в установленном порядке. Российские предприятия получили возможность открывать счета в иностранной валюте на свое имя в банке страны сотрудничества для содержания представительства и финансирования затрат в местной валюте, связанных с выплатой заработной платы российским и иностранным специалистам и закупкой материалов на местном рынке.

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Закон о валютном контроле в 2007–2011 гг. российские граждане получили право без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов и об изменении их реквизитов не позднее 1 месяца со дня события по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в области налогов и сборов.

Кроме того, физическим лицам разрешено вывозить из России валюту в сумме, эквивалентной 10 тыс. долл. При этом не нужно подавать в таможню документы, подтверждающие, что вывозимые деньги были ранее ввезены, переведены или приобретены в России. Из категории валютных ценностей исключены драгоценные металлы и камни. Перечень ограничивается иностранной валютой и ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте.

С июля 2008 г. дипломатическим представительствам, консульским учреждениям и иным официальным представительствам

Российской Федерации за рубежом предоставляется право без использования счетов в российских банках осуществлять расчеты в наличной иностранной валюте с представителями или сотрудниками официальных представительств России за рубежом.

По мере того как расширяется участие России в международных экономических отношениях и повышается степень открытости российской экономики, происходит постоянное совершенствование российской системы валютного регулирования и валютного контроля.