Валютная политика России

Валютная политика России — совокупность мер в сфере валютно-экономических отношений в соответствии с задачами социально-экономического развития стран — направлена на достижение внутреннего и внешнего равновесия экономики. Ее цель — способствовать реализации макроэкономической политики, направленной на устойчивый экономический рост, снижение безработицы, равновесие платежного баланса, сдерживание инфляции и резких колебаний валютного курса рубля.

Эффективная валютная политика повышает роль валютного фактора развития экономики России по линии ее модернизации и инновации. При неэффективной валютной политике усиливаются колебания курса рубля, валютная и ценовая нестабильность, уменьшаются официальные международные резервы, снижается качество валютного регулирования и контроля, что отрицательно влияет на экономику.

Об этом свидетельствуют уроки истории формирования российской валютной политики в 1990-х гг. в условиях экономического спада, поспешных рыночных преобразований, чрезмерного либерализма, давления внешних факторов, особенно после вступления России в МВФ в 1992 г. Тяжелые последствия российского кризиса 1998 г. выявили необходимость сочетания рыночного и государственного регулирования экономики, в том числе валютных отношений.

Начиная с первого десятилетия 2000-х гг. в России накоплен позитивный опыт проведения валютной политики. ЦБ РФ усовершенствовал курсовую политику, используя режим регулируемого плавания валютного курса рубля с учетом национальных интересов путем сглаживания рыночных колебаний по линии его снижения или повышения. Это проявилось в условиях современного финансово-экономического кризиса, в частности, в проведении плавной девальвации рубля в конце 2008 — начале 2009 г. в отличие от одномоментной его девальвации в 4 раза во время кризиса 1998 г.

Россия проводит политику накопления международных резервов, что позволило использовать их для реализации правительственной антикризисной программы.

Достигнуты определенные успехи в осуществлении валютного регулирования и валютного контроля, несмотря на либерализацию валютных отношений в условиях экономической, в том числе валютной, глобализации. В России это проявилось в отмене валютных ограничений по текущим, а затем и по финансовым операциям платежного баланса. Формально российский рубль стал свободно конвертируемой валютой.

Накоплен опыт противодействия легализации доходов, в том числе валютных, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с федеральным законом от 2001 г.1 Этот аспект валютной политики как составная часть единой государственной денежно-кредитной политики постоянно находится в области внимания правительства и Банка России. Данной проблеме уделено внимание и в "Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года", принятой 5 апреля 2011 г., в документах "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики", разрабатываемых на трехлетние периоды.

Положителен опыт оперативной коррекции консервативной валютной политики путем перехода к активной антикризисной политике в условиях современного финансово-экономического кризиса. Относительная валютная стабилизация способствует послекризисному восстановлению российской экономики.

В процессе обновления валютной политики России сохраняется преемственность накопленной позитивной практики ее разработки и реализации ее основных направлений. При этом актуальной проблемой является усиление связи валютной политики с другими направлениями экономической политики с учетом новых тенденций в российской и глобализирующейся мировой экономике.

В российской, как и мировой, практике различается стратегическая и текущая валютная политика.

Стратегическая валютная политика состояла в реформе структурных принципов российской валютной системы в связи с переходом страны от планово-централизованной к рыночной экономике. С вступлением России в МВФ (1992 г.) происходит интеграция национальной валютной системы в мировую. Во-первых, в соответствии с требованиями Фонда России в 1992 г. без всякой подготовки ввела частичную конвертируемость российского рубля, заменившего советский рубль, затем формально свободную конвертируемость. Во-вторых, множественность валютных курсов была заменена единым курсом рубля к доллару, динамика которого стана определяться не только государственным, но и рыночным регулированием.

Исторический экскурс. В России до июля 1992 г. насчитывалось три валютных курса. В их числе: коммерческий для расчетов по внешней торговле при обязательной продаже экспортерами 50% их валютной выручки. Он был в 3 раза ниже официального курса рубля, который применялся при купле-продаже наличных долларов на рубли. Биржевой курс доллара к рублю использовался в торгах на валютной бирже Госбанка, созданной в апреле 1991 г. Этот рыночный курс рубля был значительно ниже коммерческого (110 руб. за 1 долл. вместо 55 руб. в тот период). С 1 июля 1992 г. введен единый плавающий курс рубля к доллару.

В-третьих, Россия впервые с момента создания МВФ в 1944 г. стала его членом с 1992 г.

В связи с предстоящей реформой мировой валютной системы Россия инициирует ряд предложений по ее совершенствованию с учетом изменений в условиях глобализации, полицентризма, регионализма мировой экономики (см. параграф 10.3).

Текущая валютная политика состоит в проведении среднесрочных и краткосрочных мер, направленных на стабилизацию курса рубля, валютно-экономического положения, обеспечение валютно-экономической безопасности России.

Рассмотрим основные направления валютной политики современной России с учетом истории ее формирования. В их числе: политика валютного курса рубля, управление международными резервами, валютное регулирование и валютный контроль.

Политика валютного курса рубля — совокупность мер, регламентирующих порядок определения его официального курса и выбор режима валютного курса.

Порядок котировки курса рубля Банком России претерпел изменения (табл. 10.8).

Таблица 10.8. Эволюция порядка определения курса рубля Банком России

Период

Порядок котировки курса рубля

С 1992 г.

По итогам валютных торгов на ММВБ

С 17 мая 1996 г.

С учетом динамики курса рубля на валютном рынке (биржевом и межбанковском) на основе средней разницы между курсом продавца и покупателя

С 1998 г.

Предыдущий порядок изменен, так как Банк России стал определять собственные курсы продавца и покупателя валюты в пределах ±1,5% их маржи

После кризиса 1998 г.

Восстановлена практика котировки рубля к доллару по итогам валютных операций со сроком "сегодня" на утренней торговой сессии ММВБ

С 29 июня 1999 г.

Введены котировки рубля па базе его средневзвешенного рыночного курса по валютным операциям со сроком расчетов "завтра", а не "сегодня", чтобы сгладить влияние конъюнктурных факторов

В результате накопления опыта сформировался порядок определения официального курса рубля с учетом его динамики на валютном рынке. В России прямая котировка курса рубля.

Поскольку евро стал второй по значению после доллара мировой валюты, Банк России установил бивалютную корзину в составе доллара и евро для проведения курсовой политики. Доля евро в этой валютной корзине постепенно увеличена с 10 до 45%.

Определены нижняя и верхняя границы колебаний средневзвешенного курса рубля. Нижняя граница (26 руб. в 2008 г.), установленная в условиях обесценения рубля в период финансово-экономического кризиса, сохраняет свое значение при повышении его курса под влиянием улучшения макроэкономической ситуации в России или снижения курса доллара и евро, а также других факторов. Верхняя граница бивалютной корзины при прогнозировании курса рубля корректируется в основном с учетом динамики мировых цен на нефть. Использование бивалютной корзины как операционного ориентира курсовой политики способствует снижению колебаний средневзвешенного курса рубля.

Режим валютного курса. В России применяется режим регулируемого плавающего курса рубля в целях защиты интересов национальной экономики. Его динамика определяется не только рыночными факторами, но и государственным регулированием. Во избежание значительного снижения или повышения курса рубля Банк России использует различные методы его регулирования, которые претерпели изменения.

Исторический экскурс. В условиях кризисного состояния экономики в связи с шоковым переходом к рыночной экономике куре рубля непрерывно снижался со 110 руб. за 1 долл. до 414,5 руб. в 1993 г. и до 3550 руб. к концу 2004 г. "Черный вторник" 11 октября 1994 г. ознаменовался обвалом курса рубля с 3081 руб. до 3926 руб. за 1 долл. за одну торговую сессию. Для сдерживания валютного кризиса с июля 1995 г. до августа 1998 г. были введены краткосрочные, а с ноября 1997 г. — среднесрочные ориентиры пределов колебаний курса рубля к доллару.

Этот метод регулирования курса рубля получил название "режим валютного коридора" (табл. 10.9).

Таблица 10.9. Режим валютного коридора курса рубля

Период

Лимит колебании валютного курса (руб. за 1 долл.)

Второе полугодие 1995 г.

4300-4900

Первое полугодие 1996 г.

1550 5160

Второе полугодие 1996 г.

В первый день 5000—5600; в последний день 5500-6100

1997 г.

Начало года 5500—6100; конец года 5750— 6350

Среднесрочный ориентир 1998-2000 гг.

Центральный курс 6.2*, пределы колебаний ±15%, т.е. 5,25-7,15

17 августа 1998 г.

6 9,5

* Укрупнение нарицательной стоимости рубля связано с его деноминацией по соотношению 1 : 1000 в 1998 г.

Под давлением экономического, в том числе валютного, кризиса в России в 1998 г. была проведена крупная одноразовая девальвация рубля почти в 4 раза по сравнению с установленным в начале кризиса ориентиром его снижения. Валютный коридор перестал применяться. В связи с сокращением валютных резервов Банк России приостановил валютные интервенции на рынке для поддержки курса рубля.

Валютные интервенции. Банк России, как и центральные банки большинства стран, осуществляет сглаживание колебаний плавающего рыночного курса путем купли-продажи иностранной валюты на рубли на российском валютном рынке.

Цель валютной интервенции — достижение относительно плавной динамики курса рубля в соответствии с прогнозируемыми среднесрочными макроэкономическими показателями России. Направление интервенционных операций ЦБ РФ на валютном рынке зависит от их цели — сдержать тенденцию либо к повышению, либо понижению курса рубля. Объем валютных интервенций зависит от амплитуды колебаний рыночного курса рубля и достаточности официальных золотовалютных резервов.

Исторический экскурс. В период кризисных потрясений в 1990-е гг. и особенно кризиса 1998 г. валютные интервенции были направлены на сдерживание стремительного падения курса рубля. В связи с резким сокращением золотовалютных резервов Банк России использовал также административные ограничения спроса на инвалюту. В их числе:

1) проведение специальных торговых сессий на ММВБ при активном участии Банка России (октябрь 1998 — июнь 1999 г.):

2) требование открытия рублевых гарантийных депозитов в уполномоченных банках для покупки импортером иностранной валюты для оплаты импорта с учетом всех затрат, связанных с международными расчетами, включая банковские гарантии, страхование риска и др. В конце 2002 г. первоначальный размер этого депозита был снижен со 100 до 20% рублевых средств для оплаты по импорту;

3) запрет на покупку нерезидентами инвалюты с использованием рублевых средств на счете "лоро" иностранных банков в российских коммерческих банках (апрель — июнь 1999 г.).

По мере улучшения валютно-экономического положения России в начале 2000-х гг. направление валютных интервенций было переориентировано на сдерживание чрезмерного повышения номинального курса рубля в целях поддержки национальных экспортеров.

В условиях современного мирового финансово-экономического кризиса Банк России проводил валютные интервенции в целях обеспечения плавного снижения курса рубля с учетом негативного опыта одномоментной и значительной девальвации рубля в 4 раза в период кризиса 1998 г.

С введением бивалютной корзины ориентиром для проведения валютной интервенции стал операционный ориентир курса рубля к бивалютной корзине в составе доллара и евро. Прежде этот ориентир курса рубля устанавливался только к доллару. Достижение верхней или нижней границы бивалютной корзины служит сигналом для принятия решения Банка России о проведении валютной интервенции.

В связи с отменой валютных ограничений в России в известной мере повышается роль политики рефинансирования, проводимой ЦБ РФ, в регулировании курса рубля. Изменение ставки рефинансирования и рыночных процентных ставок влияет на объем ликвидных средств коммерческих банков и купли-продажи ими иностранной валюты на рубли.

В перспективе прогнозируется переход от регулируемого к свободно плавающему режиму курса рубля в связи с предстоящим введением целевых ориентиров инфляции. Однако в некоторых странах сочетается таргетирование инфляции с режимом регулируемого плавания курса валюты.

Управление международными резервами. Международные резервы России — официальные резервы золота, иностранных валют и ценных бумаг, номинированных в инвалюте, — используются для достижения целей экономической и социальной политики страны.

Банк России осуществляет управление международными резервами в соответствии с федеральным законодательством и установленными его Советом директоров принципами с учетом "Руководящих принципов управления валютными резервами", утвержденными МВФ в 2001 г., и их последующих уточнений.

МВФ определяет управление валютными резервами как "процесс, обеспечивающий условия, при которых валютные активы государственного сектора имеются в достаточном количестве, находятся под контролем органов власти и в любой момент могут быть использованы для достижения определенных целей страны или союза стран".

В России управление международными резервами направлено: на реализацию денежно-кредитной политики; регулирование плавающего курса национальной валюты и платежного баланса; обеспечение международных расчетов страны; погашение государственного внешнего долга; проведение антикризисных мер для преодоления последствий кризисных потрясений, формирования благоприятного инвестиционного рейтинга и имиджа страны для инвесторов — иностранных и отечественных — и достижения других целей.

Для реализации этих целей исходным принципом управления международными резервами является определение их достаточности.

Мировой финансово-экономический кризис подтвердил необходимость накопления золотовалютных резервов для нормального функционирования экономики и противостояния кризисным потрясениям. За период с начала 1999 г. по август 2008 г. они возросли в 49 раз — с 12,2 млрд долл. до максимального в России в этот период уровня 598,1 млрд долл. Использование валютных резервов для проведения оперативных антикризисных мер дало возможность смягчить последствия кризиса за счет снижения этих резервов на 1/3 с ноября 2008 г. по март 2009 г. и 23% за весь 2009 г.

Применение практикуемых в мире методов обоснования достаточности международных резервов не отражает цели их использования для достижения текущих и стратегических задач экономической политики России.

В мировой практике используется несколько альтернативных способов определения показателя достаточности международных резервов страны. Традиционный метод подсчета основан на их сопоставлении с обязательствами страны по краткосрочному импорту (трехмесячному и шестимесячному). Однако этот критерий обеспечения страны международными резервами не учитывает годовой импорт и другие ее международные обязательства, в том числе но внешним заимствованиям.

Критерий Гринспена учитывает суверенный внешний долг, но не принимает во внимание полугосударственный внешний долг, хотя в мировой практике и в Банке России он включен в задолженность государства в расширенном понимании. Некоторые критерии учитывают лишь среднемесячные государственные обязательства по импорту товаров и внешнему долгу. "Широкий" критерий (отношение золотовалютных резервов к широкой денежной массе) не отражает основные современные функции этих резервов — служить обеспечением международных обязательств (а не национальных денег) и страховым фондом страны на случай кризисных потрясений.

О динамике международных резервов России свидетельствуют следующие данные (табл. 10.10).

До мирового финансово-экономического кризиса в 2008 г. Россия по валютным резервам занимала третье место в мире после Китая и Японии, но по показателю золотовалютных резервов (ЗВР) была далеко позади США и ряда развитых стран, у которых преобладают золотые запасы (от 68 до 75% их ЗВР).

Таблица 10.10. Международные резервы России (январь 1993 г. — март 2012 г.), млн долл. США

Годы

Международные резервы

1993

4532

1994

8894

1993

1996

17 207

1997

15 324

1998

17 784

1999

12 223

2000

12 456

2001

27 972

2002

36 622

2003

47 793

2004

76 938

2005

124 541

2006

182 240

2007

303 732

2008

178 7(52

2009

26 281

2010

439 450

2011

479 379

01.03.2012

513 978

Источник: ЦБ РФ.

Золотые резервы России незначительны. По их размеру (883 т в марте, 936,7 в октябре 2012 г.) Россия заняла седьмое место среди стран.

Доля золота в золотовалютных резервах России составила 9,6%, превысив этот показатель в Японии (3,2%), Китае (1,7%). Повышение мировой цены золота (до максимума — 1720 долл. за унцию в 2011 г., 1669 в феврале 2013 г.) сдерживает пополнение золотых резервов за счет покупки золота на рынке (см. табл. 2.5, с. 49—50).

Мировой опыт свидетельствует о поддержании высокой доли золота в ЗВР развитых стран, хотя оно не приносит доход в виде процентов, а его хранение требует расходов. Управление золотыми резервами, которые остаются общепризнанным резервным активом, осуществляется в России в соответствии с принципами сохранности, ликвидности и даже доходности в периоды повышения его цены на мировом рынке.

Валютные резервы составляют почти 90% золотовалютных резервов России, совокупный объем которых повысился с 4,5 млрд долл. в начале 1993 г. до 513,9 млрд долл. в марте 2012 г., несмотря па резкие колебания в течение этого периода (см. табл. 10.10).

Однако даже при максимально достигнутом в начале 2008 г. объеме валютных резервов в России в период 1993 — лето 2012 г. ее доля в мировых валютных резервах (без золота) была ниже (7%), чем в Китае (25,1) и Японии (15,5%). Некоторые экономисты сравнивают ее с долей США в мировых валютных резервах (0,7%). Такое сопоставление некорректно, учитывая традиционную ориентацию США на преобладание золотых резервов (8,1 тыс. т, или 76% ее золотовалютных резервов; или 27% мировых официальных запасов золота) при незначительных резервах инвалют (41 — 50 млрд долл.). Это связано с использованием доллара как ведущей мировой валюты в качестве валюты внешнеэкономических контрактов, международного платежного и резервного средства в международных экономических отношениях.

Принцип диверсификации валютных резервов проявляется в выборе конкретных валют и их долей (табл. 10.11).

Таблица 10.11. Распределение валютных активов Банка России по валютам, %

Baлюта

01.01.2009

01.01.2010

30.06.2011

31.03.2013

Доллар США

47,5

44,5

45,4

45,5

Евро

41,5

42,6

41,7

Фунт стерлингов

!).7

10.1

9,1

9,2

Иена

1,3

1,3

1.5

Канадский доллар

0,8

1,4

СДР

0.6

0,9

Источники: Годовой отчет Банка России за 2009 год. С. 83; Обзор деятельности Банка России по управлению валютными активами. М.: ЦБ РФ, 2011. С. 8; 2012. С. 8.

Выбор конкретных валют и определение их доли в валютных резервах страны периодически пересматривается. Переход от американоцентризма к полицентризму в мировой экономике, в том числе валютных отношениях, определил тенденцию к снижению доли доллара в валютных резервах России с 60 до 53% в 2007 г. и 45,5% в 2012 г. (доля доллара в мировых валютных резервах 60,7%).

По мере укрепления сотрудничества России с ЕС и международных позиций евро доля этой второй по значению мировой валюты в российских валютных резервах превысила 40%, обогнав его долю в мировых валютных резервах (26,6% в 2011 г.).

Из мировых валют "второго эшелона" на долю фунта стерлингов приходится 9%. Это отражает глобальную тенденцию к удвоению его доли в мировых валютных резервах (с 2,11% в 1995 г. до 4,1% в 2011 г.), но в России она выше. Доля японской иены в российских валютных резервах незначительная (1,3%). Это обусловлено ослаблением экономики Японии, снижением ее доли в мировых валютных резервах (с 6,8% в 1995 г. до 3,8% в 2011 г.) и незначительным уровнем торгово-экономического сотрудничества России с этой страной. С 2011 г. в состав валютных резервов России включен канадский доллар.

Принцип доходности валютных резервов, будучи вторичным по сравнению с приоритетом сохранности и ликвидности, проявляется в их инвестировании в ценные бумаги. В 2001 г. МВФ одобрил использование акций и финансовых инструментов в этом качестве. Банк России, как и центральные банки большинства стран, инвестирует часть валютных активов в казначейские облигации стран — эмитентов свободно используемых валют. Они номинированы в основном в долларах, евро, отчасти в фунтах стерлингов и совсем незначительно в иенах в связи с низкой доходностью японских облигаций.

Объектом инвестирования валютных активов России стали ценные бумаги негосударственных эмитентов, в частности федеральных ипотечных агентств США. Официально они не наделены государственной гарантией, которая лишь подразумевается, так как агентства созданы при спонсорской поддержке правительства (GSE — Government Sponsored Entities) для снижения стоимости кредитов.

На 1 января 2008 г. Банк России разместил крупную сумму (100,8 млрд долл., или 2,48 трлн руб.) международных резервов, сформированных за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в облигации ипотечных агентств Fanny Мае и Freddy Mac, Федерального банка кредитования жилищного строительства, которые в условиях современного мирового кризиса оказались на грани банкротства.

Для страхования рисков, потерь Банк России при управлении международными резервами устанавливает критерии выбора валют, инструментов инвестирования, географической ориентации использования валютных активов, валютной структуры. Определяется лимит рисков, требования к качеству рейтинга платежеспособности эмитентов иностранных ценных бумаг.

Таким образом, управление международными резервами России основано на принципах их сохранности, ликвидности и доходности путем сочетания разных методов с учетом мировой практики и национальных интересов.

Средствами реализации валютной политики являются валютное регулирование и валютный контроль.

Валютное регулирование — совокупность государственных мер по реализации валютной политики в целях повышения се эффективности. Соотношение между государственным и рыночным валютным регулированием меняется в зависимости от состояния макроэкономических показателей России. Например, в условиях валютно-экономической нестабильности, кризисных потрясений в России в 1990-х гг. в стране применялись жесткие валютные ограничения по всем статьям платежного баланса. По мере возрождения экономики с 2000-х гг. происходила либерализация валютных операций резидентов и нерезидентов с учетом тенденции развития мировой экономики.

После вступления России в МВФ усилилось давление этого органа межгосударственного валютного регулирования на национальное валютное регулирование по линии ускорения его либерализации нередко в ущерб российским интересам. Об этом свидетельствует требование Фонда о немедленном введении частичной конвертируемости рубля в 1992 г. без подготовки.

Мировой финансово-экономический кризис выявил негативные последствия нерегулируемой либерализации экономических, в том числе валютных отношений. Россия, будучи активным участником саммитов "О20", учитывает их наднациональные рекомендации при осуществлении валютного регулирования как структурного элемента валютной политики.

Государственное валютное регулирование определяет порядок проведения валютных операций резидентами и нерезидентами, регламентирует деятельность национального валютного рынка, права и обязанности юридических и физических лиц по вопросам владения, пользования и ответственности за нарушение валютного законодательства, порядок управления международными резервами.

Для обеспечения валютно-экономической безопасности России осуществляется валютное регулирование в целях пресечения валютной спекуляции, манипулятивных сделок на валютном рынке с неправомерным использованием инсайдерской информации.

Актуальной задачей валютного регулирования является сдерживание оттока капитала за рубеж, особенно нелегального, разными методами, в том числе путем применения санкций.

Важным направлением валютного регулирования является использование принципа государственно-частного партнерства (ГЧП) путем привлечения государством валютных ресурсов корпораций и банков для кредитования совместных инновационных проектов развития экономики. С этой целью применяются валютные льготы.

Законотворческое направление валютного регулирования состоит в формировании и обновлении валютного законодательства России. Законодательные акты принимают Президент, Государственная Дума, Совет Федерации Федерального Собрания. Эти акты конкретизируются постановлениями Правительства, нормативными и инструктивными документами Банка России и других ведомств.

Валютное законодательство основано на Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г., с изменениями 2001, 2003 гг.). Этот закон — составная часть системы валютного законодательства, включающего Конституцию, Таможенный кодекс, Гражданский кодекс, — определяет ключевые понятия валютных отношений, принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности участников валютных отношений, в том числе нерезидентов (владение, пользование и распоряжение валютой).

Валютный контроль, как и валютное регулирование, также является средством реализации валютной политики. Его цель -обеспечивать соблюдение резидентами и нерезидентами — участниками внешнеэкономической деятельности России валютного законодательства, осуществлять проверку обоснованности платежей в иностранной валюте, полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым сделкам нерезидентов.

В условиях отмены валютных ограничений по счетам текущих и финансовых операций платежного баланса сохраняется валютный надзор за международной миграцией капиталов, переводом капиталов, движением средств на корреспондентских счетах российских банков в зарубежных банках, в том числе в офшорных зонах.

В связи с этим важным направлением валютного контроля является противодействие нелегальной утечке капитала за границу. Эффективность валютного контроля во многом зависит от проверки надлежащего оформления документов в процессе внешнеэкономических операций в целях выявления нарушений валютного законодательства. На основе материалов органов и агентов валютного контроля определяются юридическая ответственность должностных лиц и санкции за эти нарушения.

Согласно закону 2003 г. органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ, в рамках которого в его осуществлении участвуют Министерство финансов, Министерство экономического развития, Федеральная налоговая служба. ЦБ РФ и Правительство РФ наделены широкими полномочиями по разработке и осуществлению валютной политики по всем ее основным направлениям, включая валютный контроль.

В роли агентов валютного контроля выступают Федеральная таможенная служба, уполномоченные коммерческие банки, находящиеся под надзором Банка России. Агенты валютного контроля не имеют таких широких полномочий, как органы валютного контроля, которым они подотчетны, и ориентированы на осуществление конкретных функций. Они контролируют:

1) валютные операции резидентов и нерезидентов (без права наложения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства);

2) полноту и своевременность зачисления валютной выручки экспортеров на их счета в уполномоченном банке (путем ее сравнения со стоимостью товара или услуги, указанной в таможенной декларации);

3) выявляют соответствие используемых валютных средств экспортеров топливно-энергетического комплекса данным о валютных счетах, указанных в их таможенных декларациях, фиксируют наличие у экспортеров счетов в иностранных банках, открытых без разрешения Банка России, необоснованность валютных платежей по импорту товаров и услуг. Органы и агенты валютного контроля обязаны обеспечивать полное и своевременное поступление экспортной валютной выручки в страну, обоснованные валютные платежи по импорту товаров и услуг, результативные санкции в отношении нарушителей валютного законодательства.

Институциональный принцип валютного контроля основан на разграничении обязанностей ведомств и организаций и их ответственности за качество контроля по реализации валютной политики.

В соответствии с решениями саммитов "С20" стоит задача усиления контроля и надзора, в том числе валютного, за деятельностью участников финансового рынка, включая валютный, в целях обеспечения устойчивого развития экономики.

Внешняя валютная политика приобрела актуальность в связи с интеграцией России в мировую экономику и валютную систему. В этой связи формируются два основных направления внешней российской валютной политики:

1) интернационализация использования российского рубля;

2) участие России в разработке предложений по реформированию Ямайской валютной системы (см. гл. 3).

Интернационализация использования рубля означает его функционирование в качестве интернациональной меры стоимости (валюты цены в международных контрактах), международного платежного и резервного средства. Использование национальных и региональных денег в качестве мировой валюты — закономерность развития международных валютных отношений и валютной политики ряда стран с давних времен. Об этом свидетельствует история валютной политики Великобритании в XIX в., США в XX в., стран еврозоны в XXI в.

Интернационализация рубля происходит в основном на пространстве СНГ, где его доля в расчетах по взаимным торговым операциям повысилась до 40%, особенно ЕврАзЭС, — до 50% в 2011 г. Это относится к торговым операциям с участием России, а без нее расчеты других стран региона по экспортно-импортным поставкам осуществляются преимущественно в долларах и в меньшей степени в евро. Доля других валют стран ЕврАзЭС (без рубля) в торговых взаиморасчетах — всего 1%.

Важным фактором интернационализации рубля стало осуществление взаимных расчетов в валютах стран созданного в 2011 г. Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия), формирующих Единое экономическое пространство (2012—2015 гг.) в ЕврАзЭС.

Международные расчеты между другими странами СНГ частично осуществляются в их национальных валютах, включая российский рубль. Эта тенденция отражена в Плане Совета глав Правительств СНГ в Ялте (20 ноября 2009 г.) по реализации совместных мер по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса.

Постепенно расширяется география использования рубля в мировом торговом обороте.

Рубль используется в приграничной торговле России, например, с Китаем. Ежедневные торги рублями в "Системе торговли иностранными валютами в Китае" стали осуществляться с ноября 2010 г., а с декабря 2010 г. Группа ММВБ организовала торги парой валют юань/рубль. Вхождение нерезидентов на валютный рынок России облегчено благодаря введению для них двухуровневого доступа на ММ ВВ: от своего имени и имени участников биржевых торгов — российских резидентов, клиентами которых являются иностранцы.

В 2011 г. заключены соглашения России с Китаем и Бразилией о взаимном использовании национальных валют во внешней торговле. Принято принципиально важное решение саммита стран БРИКС (2012 г.) о взаимном использовании их национальных валют во взаимной торговле и кредитных отношениях.

Достигнуты первые позитивные сдвиги в сфере использования рубля в международных финансовых операциях, связанных с движением капиталов и кредитов, а также на мировом финансовом рынке, но в значительно меньшем масштабе. Так, в 2010 г. на мировом валютном рынке ФОРЕКС доля расчетов в рублях составила всего 0,9% среднедневного оборота и увеличилась втрое за последние 12 лет. Рубль стал использоваться при расчетах по фондовым операциям через некоторые международные системы. Формируется рынок рублевых финансовых инструментов, в том числе производных. Развитию рынка ценных бумаг, номинированных в рублях, способствовало принятие законов, например, об эмиссии депозитарных расписок (2006 г.), порядке обращения иностранных ценных бумаг (2009 г.).

Разработана процедура эмиссии и обращения на зарубежных рынках государственных облигаций, в том числе еврооблигаций, номинированных в рублях. Растет доля использования рубля в международных кредитных отношениях (табл. 10.12).

Таблица 10.12. Доля использования рубля в международных требованиях по кредитам и долговых обязательствах России, %

Доля российского рубля:

2005 г.

2010 г.

— международные требования России но кредитам

19,2*

33,4

— государственных международных долговых обязательствах

8,8

21,2

— международных долговых обязательствах банков

11,0

17,0**

* 2007 г.

** Пик 23% перед началом мирового кризиса.

Для реализации стратегии использования рубля как мировой валюты нужно создать необходимые предпосылки с учетом зарубежного опыта регулирования этого процесса. Прежде всего важно повысить конкурентоспособность рубля на основе рыночной конкуренции и его привлекательности в качестве валюты цены в международных контрактах, международного платежного и резервного средства.

Для достижения этой цели необходимо эффективное государственное регулирование процесса укрепления экономического и валютного потенциала по линии повышения доли России в мировом ВВП, экспорте товаров и услуг, международных резервах. Стабилизация рубля и переход от формальной к реальной свободной его конвертируемости могут стимулировать включение его в официальные валютные резервы других стран.

Одной из предпосылок трансформации рубля в мировую валюту является расширение его использования на мировом финансовом рынке.

Для дальнейшей интернационализации рубля необходимо формирование каналов насыщения международного оборота рублевой массой для удовлетворения спроса на российскую валюту. Существует мнение, что для этого необходим дефицит торгового баланса России. В качестве аргумента ссылаются на практику США после Второй мировой войны. Действительно, в специфических условиях американоцентризма США наращивали дефицит текущих операций платежного баланса (77,1 млрд долл. за 1949—1971 гг.) и краткосрочный внешний долг (с 7,6 млрд до 64,3 млрд долл.). Такая валютная политика получила название "дефицита без слез". США и ныне покрывают дефицит платежного баланса за счет эмиссии национальной валюты для погашения своих международных обязательств.

Для России дефицит торгового баланса невыгоден, так как его активное сальдо позволяет сбалансировать платежный баланс, обеспечить примерно 50% бюджетных доходов, что важно для финансирования социально-экономического развития страны. Кроме того, рубль пока не обладает статусом мировой валюты в МВФ. Россия в отличие от США не экспортирует инфляцию. Поэтому нереальны надежды на снижение инфляции в России за счет частичного оттока рублевой массы в международный оборот в результате интернационализации рубля, поскольку инфляция зависит и от неденежных факторов.

В условиях финансовой глобализации повысилось значение другого канала насыщения мирового оборота национальной валютой — международных финансовых операций. Об этом свидетельствует опыт евро. Эта региональная валюта сравнительно быстро приобрела статус второй (после доллара) мировой валюты при почти сбалансированном торговом балансе еврозоны до современного мирового кризиса. Этому способствовало использование евро в международных операциях — не только торговых, но и финансовых.

Следовательно, наполнение мирового оборота рублевой массой зависит от степени развития внешнеторговых и международных кредитно-финансовых операций, номинированных в рублях.

Мировой опыт свидетельствует о значении институциональной структуры формирования международной миграции рублевых потоков. История мировых денег — фунта стерлингов, доллара, евро — свидетельствует о значительной роли банков и финансовых институтов стран-эмитентов в насыщении международного оборота этими валютами. В этой связи предстоят укрепление банковской системы России, развитие международной деятельности банков и зарубежной сети формирования российских ТИБ и финансовых институтов.

Институциональный аспект интернационализации использования рубля связан с предстоящим созданием мирового финансового центра в Москве.

Критерием эффективности этого направления внешней валютной политики России является анализ соотношения преимуществ и рисков, связанных с интернационализацией использования рубля. Судя по мировому опыту, это может дать выгоды России: возможность покрытия дефицита платежного баланса национальной валютой, если она будет использоваться как валюта цены и платежа в импортных контрактах; укрепление позиции российских экспортеров и инвесторов в конкуренции на мировом рынке.

Одновременно интернационализация использования рубля возлагает обязательства па Россию, так как требует достижения макроэкономического равновесия экономики, платежного баланса, стабилизации курса национальной валюты, накопления международных резервов. При этом необходимо обеспечить ценовую стабильность, сдерживать инфляционный процесс, не прибегать к конкурентной девальвации, валютным и торговым ограничениям для стимулирования экспорта.

Использование рубля в качестве мировой валюты любого ранга связано с рисками. При заключении международных контрактов в рублях возникает риск валютных потерь для России при понижении курса рубля, о чем свидетельствуют потери по экспорту российского газа в Польшу в рублях в связи с девальвацией российской валюты в конце 2008 — начале 2009 г. в условиях финансово-экономического кризиса.

Интернационализация использования российского рубля связана с риском отрицательной реакции участников мирового финансового (в том числе валютного) рынка на появление нового кандидата па роль мировой валюты в связи с особым отношением некоторых стран к России. История свидетельствует о многочисленных спекулятивных атаках на фунт стерлингов, доллар, французский франк, немецкую марку, евро.

С учетом мирового опыта при введении рубля на мировой рынок важно соблюдать следующие принципы: поэтапное движение к этой цели, гибкость при выборе направлений и методов этого процесса, корректировки их приоритетов с учетом изменений в национальной и мировой экономике в целях максимальной защиты интересов России.

Для стимулирования интернационализации использования рубля в октябре 2010 г. создан межведомственный совет по усилению его роли в международных расчетах. Таким образом, валютная политика России совершенствуется в условиях возрождения национальной экономики с 2000-х гг. и интеграции нашей страны в глобализирующуюся мировую экономику.

Залогом успеха является разработка правового аспекта нормативных документов для противодействия рискам, связанным с интернационализацией использования рубля.