Валютная политика

Обратимся к влиянию валютного курса на экономику страны и затем – к ее валютной политике.

Воздействие валютного курса на экономику страны

На платежный баланс воздействие валютного курса осуществляется прежде всего через торговый баланс. Импорт стимулируется ревальвацией и затрудняется девальвацией. Это происходит потому, что в первом случае цены внутри страны на импорт снижаются и спрос на него растет (например, пара джинсов за 50 долл. при курсе 35 руб. за 1 долл. стоит российскому импортеру 1750 руб., а при курсе 25 руб. за 1 долл. – уже 1250 руб.). Однако рост или падение импорта во многом зависит от ценовой эластичности спроса на импорт (см. выше), точнее, на каждый товар этого импорта. Так, после девальвации 1998 г. спрос на импортные лекарства продолжал расти, а на иностранные колбасные изделия – резко сократился. С экспортом происходит противоположное – при девальвации он становится более выгоден экспортерам, а при ревальвации – менее выгоден (см. выше).

Для государственного бюджета (точнее, для государственных доходов) многое зависит от того, как изменение курса сказывается на поступлении налогов, в том числе таможенных пошлин. Напомним, что в России они взимаются не только с импорта, но и с главных товаров экспорта, и поэтому в нашей стране изменение курса рубля не влияет радикально на эти поступления, так как позитивное и негативное воздействие ревальвации (девальвации) взаимно уравновешивается.

На инфляцию колебания курса оказывают существенное воздействие. Например, в России иностранные товары составляют более 40% товаров розничной торговли и их цена в рублях зависит от обменного курса рубля. Поэтому слабый рубль заметно стимулирует инфляцию, а сильный рубль ей ощутимо противодействует.

Основы валютной политики

Валютная политика – часть внешнеэкономической политики и одновременно составная часть денежно-кредитной политики. Основными ее сферами считаются курсообразование, валютное регулирование, участие в международной валютной системе.

Обратимся вначале к политике в области курсообразования (курсовой политике). При плавающем курсе он устанавливается иод влиянием спроса и предложения и в идеале должен быть равновесным (по аналогии с равновесной ценой, ведь обменный курс – это цена валюты). Однако отклонения от равновесного курса происходят нередко и особенно в менее развитых странах, где рыночный механизм курсообразования часто слаб.

Следующей причиной является то, что государство в этих странах активно использует валютный курс (прежде всего занижая его) для форсирования экономического развития через валютное стимулирование экспорта. Если в 2011 г. разница между официальным курсом и курсом но ППС составляла в России 1,6 раза, то в остальных странах БРИКС колебалась от 1,2 раза (Бразилия) до 2,2 раза (Индия). В меньшей степени государство вмешивается в курсообразование в развитых странах, однако и там оно вынуждено это делать при большом размахе спекулятивных валютных операций, которые могут привести к слишком резким колебаниям курса.

Курс рубля стоит в центре длительной дискуссии отечественных экономистов о том, каким должен быть рубль – сильным или слабым – с учетом макроэкономических задач России. У нашей страны наблюдается большой положительный платежный баланс, но темпы экономического роста недостаточны для страны догоняющего развития, безработица высока даже в годы подъема, а инфляция, хотя и снижается, но остается на высоком уровне.

Для российских неокейнсианцев характерна точка зрения, что России необходим сильный рубль, который будет препятствовать оттоку отечественного капитала, содействовать притоку иностранного капитала, погашению внешнего долга и импорту инвестиционных товаров, снижению инфляции, что в конечном счете благоприятно скажется на российском экономическом росте. "Мы формируем рублевую, а не долларовую экономику, и, чем дороже будут рублевые активы населения и бизнеса, тем богаче они будут"[1]. Хотя при этом подходе остается неясным, насколько выгоды от крепкого рубля перевесят его потенциально тормозящее воздействие на экспорт и, главное, стимулирующее воздействие на импорт, однако российские неокейнсианцы делают ставку на экономический рост прежде всего за счет внутреннего рынка. К тому же они указывают, что российский экспорт опирается не столько на его ценовую конкурентоспособность, сколько па зарубежный спрос на сырье.

Российские неолибералы считают, что России на нынешнем этапе ее экономического развития нужен слабый рубль, который будет стимулировать экономический рост через наращивание экспорта и сдерживание импорта. "Надо помнить, что именно ослабление рубля повысит конкурентоспособность российской экономики..."[2]. Хотя подобный подход благоприятствует инфляции, российские неолибералы для ее снижения предлагают инфляционное таргетирование.

Банк России в этой дискуссии занимает нейтральную позицию, отодвигая для себя проблему курсообразования на второй план (хотя валютный коридор будет сохраняться, по оценке руководства ЦБ РФ, до 2015 г.) и выдвигая на первый план таргетирование инфляции, при котором он перестает активно вмешиваться в курсообразование, кроме случаев очень резкого колебания курса. "Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса. Последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования. В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов"[3].

Государственное вмешательство в курсообразование при плавающем курсе осуществляется преимущественно через валютные интервенции, т.е. куплю-продажу государством валюты на валютном рынке. При нежелательном с точки зрения государства повышении обменного курса национальной валюты (например, при его выходе за границы валютного коридора) центральный банк искусственно уменьшает предложение иностранной валюты на валютном рынке, активно скупая эту валюту в свои резервные активы. При нежелательном падении курса национальной валюты центробанк искусственно увеличивает спрос на нее, для чего начинает активно скупать рубли на валютном рынке, тратя на это резервные активы.

При этом государству необходимо решить минимум два вопроса – когда вмешиваться в курсообразование и достаточны ли для этого резервные активы. Для вмешательства в курсообразование устанавливаются (и меняются) ориентиры. Так, ЦБ РФ использует для этого бивалютную корзину (в которой 0,55 стоимости приходится на доллар и 0,45 – на евро) и если обменный курс этой корзины приближается к границам интервала 31,65–38,65 руб. (установлен в середине 2012 г.), то тогда ЦБ РФ начинает проводить валютные интервенции. Для оценки достаточности резервных активов для проведения валютных интервенций (хотя и не только для этого) соотносят денежную базу страны с ее золотовалютными резервами, называя это соотношение расчетным валютным курсом. Так, к осени 2012 г., когда золотовалютные резервы Банка России составляли 508 млрд долл., а денежная база в широком определении – 8172 млрд руб., расчетный курс был 8172: 508 = 16,09 руб.

Что касается валютного регулирования, то это деятельность государства но регулированию операций с валютой, осуществляемая на основе валютного законодательства. В странах со свободно конвертируемой валютой это законодательство содержит мало ограничений на операции с валютой – в основном это требования предоставлять статистическую отчетность, запреты на отмывание денег через валютные операции и ограничения на осуществление сделок с некоторыми странами.

В странах с ограниченно конвертируемыми валютами ограничений на валютные операции намного больше – начиная от требований по обязательной репатриации экспортной выручки в страну и кончая необходимостью получать разрешения на обмен национальной валюты на иностранную по большинству операций платежного баланса. В результате неизбежным становится валютный контроль, т.е. контроль за соблюдением валютных ограничений. Российский валютный контроль нацелен преимущественно на отслеживание возврата валютной выручки российских экспортеров в Россию.

Активное участие в международной валютной системе характерно прежде всего для стран с резервными валютами. Ведь цены на мировых рынках устанавливаются и расчеты на них ведутся преимущественно в долларах и евро, а также британских фунтах, японских иенах и швейцарских франках. Слабые валюты вытесняются не только из международных расчетов, но даже с денежных рынков собственных стран. Подобное валютное замещение, чаще принимающее форму местной валюты долларом (реже евро), называется долларизацией. Примером может быть Россия и другие страны СНГ, где слабые местные валюты во многом замещены долларом не только во взаимных расчетах, но и внутри этих стран, прежде всего как средства на банковских депозитах. Ряд стран вообще использует доллар в качестве своей валюты – Панама, Сальвадор, Эквадор, многие островные государства Океании и Карибского бассейна.