Вальрас и Парето как носители интеллектуальных традиций Франции и Италии

Как социальные философы, изучавшие экономику, Вальрас и Парето были носителями мощных интеллектуальных традиций стран своих предков. Для француза Вальраса ориентиром была "наука одновременно экспериментальная и рациональная", эталон которой задали астрономия и механика Ж. Л. д'Аламбера, П. С. Лапласа и Ж.-Л. Лагранжа.

Призвание экономиста-теоретика Л. Вальрас нашел под прямым влиянием отца, школьного учителя математики и экономиста-любителя А. О. Вальраса, и его однокашника по парижской Нормальной школе А. О. Курно. Непризнанная и нераспроданная книга Курно "Исследование математических принципов теории богатства" занимала почетное место в домашней библиотеке Вальрасов. В этой библиотеке также имелись "Трактат о богатстве" (1781) инженера А.-Н. Иснара и "Основы статики" (1803) математика Л. Пуансо. В первой из этих книг содержалось понятие "счетного товара" (numeraire), во второй - картина взаимозависимости большого числа физических переменных, которые под влиянием динамических сил приходят в состояние равновесия относительно своего положения и траектории. Задача, поставленная перед собой Л. Вальрасом, заключалась в отыскании строгих формул для экономических феноменов, о взаимосвязанности которых известно из опыта, подобно тому, как это было сделано в теоретической механике.

Критика экономического невежества французских социалистов типа Луи Блана и Прудона не привела Вальраса к отказу от проблематики социальной справедливости.

Парето же сделал основательный критический разбор социалистических доктрин, а критикой марксизма вызвал на перепалку П. Лафарга. Парето считал, что экономическое учение Маркса привлекало невежественные массы благодаря страстности изложения, а образованных людей - видимой логической стройностью. Материалистическое понимание истории Парето считал рассчитанным на эмоции довеском к доктрине классовой борьбы, в которой находил, однако, "зерно истины". Но классовая борьба, по мнению Парето, превращая историю в "кладбище аристократии", не может устранить неравенства и "циркуляции элит", в описании которой Парето продолжил традицию политической мысли, заложенную знаменитым флорентинцем Н. Макиавелли.

Как заметил Б. Селигмен, Вальрас был по своему темпераменту буржуазным реформистом, Парето - озлобленным аристократом, для которого демократия и коррупция стали синонимами1. Вальрас па склоне лет безуспешно пытался добиться выдвижения своей кандидатуры на присуждение Нобелевской премии мира; Парето надолго уединился в поместье на берегу Женевского озера, но в последний год жизни неожиданно для пего самого был произведен в сенаторы Италии пришедшим к власти фашистским диктатором Муссолини.

Интеллектуальные основания чистой политической экономии

Вальрас подчеркивал, что был обязан отцу базовыми принципами своей экономической доктрины, а Курно - применением функций при изложении этой доктрины. Антуан Огюст Вальрас (1801 -1866) разрабатывал собственную теорию ценности, в которой ключевыми были категории редкости (rarete) как отношения между наличным количеством товара и числом нуждающихся в нем людей и счетного товара, используемого в качестве меры ценности. По мнению О. Вальраса, только тс блага, которые характеризуются редкостью и могут обмениваться посредством торговли, обладают свойством "присваиваемость" и образуют богатство. Л. Вальрас был согласен с отцом в том, что богатство - это совокупность всех вещей (материальных и нематериальных), имеющих цену, поскольку они редкие, полезные и количественно ограниченные Полемизируя с трудовой теорией ценности, Вальрас-сын отметил, что если труд имеет ценность и обменивается, то это происходит потому, что является одновременно полезным и количественно ограниченным, потому что он редок.

Вальрас принял за отправной пункт, что меновая ценность товаров является математическим фактом, который "не следует ни из желания покупателя, ни из желания продавца, ни из какого-либо соглашения между ними", а выражает естественные условия большей или меньшей полезности и большей или меньшей редкости вещей. Поэтому чистая политическая экономия как теория меновой ценности благ является абстрактной физико-математической наукой, возводящей идеально типические конструкции. Только по их завершении уместно обращение к практическим вопросам, связанным с фактами благоприятных и неблагоприятных условий увеличения количества благ - индустрией - и с отношениями по поводу присвоения благ - собственностью.