Лекция 9. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– современное понимание усыновления;

– условия усыновления;

– кому нельзя быть усыновителем;

– современный порядок усыновления;

– последствия отмены усыновления;

– условия усыновления российского ребенка иностранцем;

владеть

историческими познаниями в области усыновления в России;

– основами педагогических знаний детской и возрастной психологии, имеющих отношение к усыновлению;

– умением подобрать усыновителей (усыновителя);

– способностью дать квалифицированную консультацию по вопросам усыновления.

Назначение усыновления

Усыновление как искусственное "сыновство" совершалось в России еще в пору язычества. После принятия христианства усыновление совершалось "посредством особого акта, исходящего от церковной власти, освящалось особым церковным обрядом сынотворенья" [1]. Обычное право, в свою очередь, предусматривало разные процедуры усыновления: – через обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых русских местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина [2];

– через фактический прием усыновляемого в дом;

– через особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

Следовательно, усыновление знали и в далекие времена, когда существовала древняя семья. Причем со временем все более отчетливо обнаруживала себя цель усыновления – иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов. Такое усыновление существовало еще долгое время без особых перемен. Много позже – во времена царствования Екатерины II – имели место лишь единичные случаи усыновления. Так, в 1796 г. она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Иначе говоря, в каждом конкретном случае на усыновление требовалось специальное разрешение императрицы. Только в начале XIX в. усыновление подверглось значительным изменениям. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников через передачу им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные дети признавались как бы родными "во всех наследственных линиях и не могли быть отчуждаемы от прав, присвоенных общими узаконениями равным степеням родства" [3] . Несколько позже появилась целая серия указов, посвященных усыновлению. Все они придерживались принципа сословности. Что же касается усыновления лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то время оно получило название генеалогического и предназначалось для поддержания угасающей фамилии. Но одновременно преследовалась цель приобретения ребенком новой семьи. Причем не обязательно, чтобы ребенок был сиротой, однако от родителей в таких случаях требовалось согласие на усыновление.

Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон 1891 г. "О детях усыновленных и узаконенных". Теперь можно было усыновлять всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями также могли стать все лица, за исключением тех, кто был обречен по своему сану на безбрачие. Но усыновлять разрешалось тем, кто не имел собственных или узаконенных детей (исключение делалось лишь для мещан и сельских обывателей). Другое ограничение заключалось в том, что усыновителями нс могли стать лица моложе 30 лет. Усыновление классифицировалось на несколько категорий. В первую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым ценным. Во вторую – усыновление кормилицами. И, наконец, менее желательным считалось усыновление "за награду".

Все имевшие место перемены в законодательстве об усыновлении позволили расценивать его как способ установления родительской власти, как признание "юридического положения законных детей" [4].

Свод законов Российской империи продолжил линию соблюдения принципа сословности при усыновлении. Вместе с тем нашли свое законодательное оформление разного рода запреты, например, относительно невозможности усыновления лиц христианского вероисповедания нехристианами и, наоборот, "сих последних лицами христианского вероисповедания", усыновитель должен быть старше усыновляемого, "по крайней мере, восемнадцатью годами". Охраняя интересы семьи, принадлежащую ей частную собственность, Свод законов Российской империи предусмотрел, что "усыновление чужих детей не допускается, если у лица усыновляющего есть собственные законные и узаконенные дети".

Обобщая сказанное относительно назначения усыновления, предусмотренного российским законодательством конца XIX в., надо сказать, что полного тождества со статусом родителя усыновление не порождало. Усыновленный сохранял право наследования по закону после своих родителей и их родственников. Следовательно, родительские правоотношения после усыновления частично сохранялись.

В начале XX в. миллионы обездоленных сирот, гражданская война и сопутствующие ей катаклизмы повлияли на решение ликвидировать усыновление. Кодекс 1918 г. его не предусматривал, что объяснялось нежеланием "открывать путь" для эксплуатации труда малолетних – особенно в деревне [5]. Немалую роль в полном отрицании усыновления сыграла отмена наследования. И это тогда, когда по всей стране кочевали толпы бездомных, голодных, нищенствующих детей. Однако бессмысленность отмены усыновления стала очевидной не скоро. Только в 1926 г. – буквально накануне принятия Кодекса 1926 г. был принят Декрет ЦИК и СНК РСФСР от 01.03.1926 "Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве", который разрешил усыновление. Однако в тексте Кодекса 1926 г. были зафиксированы жесткие требования к лицам, которые хотели быть усыновителями. Запрещалось усыновлять не только несовершеннолетним и лицам, лишенным родительских прав, но и лицам, лишенным избирательных нрав, а также тем, чьи интересы противоположны интересам детей, кто находился с ним во враждебных отношениях.

Действие Кодекса 1926 г. пришлось на годы Великой Отечественной войны, которая породила проблему устройства детей, оставшихся без семьи, родителей. Вот почему 8 сентября 1943 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усыновлении". Он разрешал присвоить усыновленному ребенку фамилию, отчество усыновителя, записать его в качестве родителя. А таких семей было много, особенно там, куда эвакуировали детей. Поэтому усыновление детей гражданами среднеазиатских республик в годы войны приняло массовый характер.

Регламентация усыновления в Кодексе 1969 г. отличалась большей широтой, не оставляла места для наиболее острых проблем усыновления. И теперь, как никогда раньше, четко обозначил себя ведущий лейтмотив усыновления – защита прав, интересов ребенка. Не осталось без внимания и стремление лиц, желающих обрести родительские права и обязанности. СК предельно полно осветил вопросы, связанные с усыновлением [6], которое имеет широкое распространение. И, что не менее важно, гл. 19 СК, посвященная усыновлению, позволяет утвердиться в понимании сути усыновления как способа устройства нуждающегося в том ребенка.