Лекция II. Устройство государства

"Форма дает бытие вещи", - утверждали римские юристы. И были правы, справедливо полагая, что ОГЛАВЛЕНИЕ вещи неотделимо от ее внешней формы. Человек воспринимает окружающий мир через цвет, запах, форму. Этими внешними признаками одна вещь отличается от другой. Так же обстоит дело и с государством.

Какое значение для обычного человека имеет то обстоятельство, в каком государстве он живет: в монархическом или республиканском, унитарном или федеративном, демократическом или недемократическом? Оказывается, самое прямое, поскольку это напрямую определяет степень свободы человека, его возможности реализовать свои таланты и способности.

Подчас форма существенно влияет па ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности государства: очевидно, что в республиканской Германии 30-х годов XX в., когда у власти был Гитлер, свободное развитие личности оказывалось невозможным по сравнению с монархическими по форме Швецией, Норвегией, Бельгией.

Вопрос об устройстве государства, т.е. о том, каковы его составные части, способы формирования государственной власти и методы ее осуществления, - это вопрос о взаимосвязи содержания понятия "государство" и формы выражения этого содержания.

ОГЛАВЛЕНИЕ института государства составляет идея общности и цивилизованного совместного проживания людей, подчиненных праву. Однако эта целостность может выражаться в различных формах. Знаменитый французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) рассматривал государство как целостность, в которой все составные элементы (законодательство, институты и обычаи) являются лишь необходимым результатом и выражением его внутреннего единства.

Единство элементов государства основано на фундаментальном законе, или принципе. Для каждой формы государства этот принцип будет своим. "Как для республики нужна добродетель, - замечал он, - а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх"1.

Следовательно, понятие "форма государства" позволяет рассматривать государство как целостность, состоящую из отдельных взаимозависимых элементов. Эти элементы указывают на то, кем и как формируется государственная власть, как она распределяется на территории государства и какими методами осуществляется. От того, как организована государственная власть, на какие средства (насилие, убеждение, авторитет) она опирается, во многом зависит ее эффективность.

Впервые на зависимость эффективности деятельности государства от его формы обратили внимание древнегреческие философы Платон и Аристотель. Так. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: численности правящих и целям правления (служит ли оно общему благу или частным интересам).

На основе этих признаков он выделял чистые (совершенные) формы и несовершенные. К чистым формам, где правление осуществляется во всеобщих интересах, Аристотель отнес монархию (от греч. monos - один и arche - правление, власть, т.е. единоличное правление); аристократию (от греч. aristos - лучшие из лучших и kraios - власть, авторитет, т.е. правление лучших); политику, или республику (от лат. res publicum - общественное дело), где власть находится у большинства, которое выбирает правителей.

К несовершенным формам, где власть преследует частные интересы, Аристотель относил тиранию (от греч. tyrannis, т.е. лицо, насильственно захватившее власть и правящее с помощью принуждения): олигархию (от греч. oligos - немногочисленный и arche - власть, т.е. правление узкой группы лиц) и демократию (от греч. demos - народ и kraios - власть, правление, т.е. правление народа).

Однако в дальнейшем понятие "форма государства" не стали ограничивать лишь тем, как организована государственная власть, по начали учитывать и то. как она осуществляется, распределена на территории государства.

Итак, форма государства - понятие, раскрывающее устройство государственной власти с различных сторон:

1) указывает на субъект власти, т.е. носитель этой власти - это государство в лице своих органов:

2) выявляет порядок образования государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных и т.п.);

3) определяет то, как и между кем власть распределена на территории государства;

4) указывает на методы реализации власти.

Следовательно, форма государства представляет собой устройство, организацию государственной власти, состоящую из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.

Эти три элемента выражают различные аспекты организации и функционирования государственной власти.

Форма правления определяет способ формирования и структуру органов высшей государственной власти, источники их образования и принципы взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, а также роль населения в их учреждении.

Форма государственного устройства указывает па территориальную организацию государственной власти, соотношение государства с входящими в него субъектами (территориями, государственными образованиями).

Государственный режим характеризует средства и методы, с помощью которых осуществляется государственная власть, а также то, каким образом государство реализует свои функции.

Однако форма государства представляет собой устройство государственной власти. Поэтому первоначально остановимся па характеристике государственной власти, а затем рассмотрим способы ее формирования, распределения и реализации.